Как изменились требования к высокорисковым заемщикам из-за ограничений ЦБ
Как сообщил генеральный директор МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов «ВебЗайм») Павел Волков, применение макропруденциальных лимитов (МПЛ) отразилось на кредитной политике компаний — многие были вынуждены снижать риск-аппетиты и уровень одобрения, чтобы проходить под новые требования ЦБ.
«По данным НБКИ, в 2022 году количество выданных потребительских кредитов сократилось на 27%. У себя мы тоже отмечали некоторое снижение, но оно было значительно меньше, чем в банковском секторе», — сказал спикер.
По словам генерального директора МФК «Честное слово» Андрея Петкова, пока нет однозначного ответа, как МПЛ повлияли на показатели. На портфеле отражаются скорее прошлогодние тенденции, которые напрямую с МПЛ не связаны.
Генеральный директор МФК «Займер» Роман Макаров согласен с тем, что судить о влиянии новых макропруденциальных лимитов на портфель в первом квартале пока преждевременно: сроки по всем мартовским договорам займов еще не истекли.
«Наша кредитная политика в первом квартале 2022 и в первом квартале 2023 года отличается радикально: с конца прошлой зимы на фоне известных событий были существенно усилены требования к клиентам, особенно к излишне закредитованным, и жесткий отбор заемщиков остается для нас реальностью уже более года», — сказал он.
Усиление конкуренции за заемщиков
Павел Волков считает, что конкуренция, особенно за качественных заемщиков, действительно усиливается. В новых условиях компании готовы платить гораздо больше, чем раньше, за привлечение клиента без проблем с кредитной нагрузкой.
«Игроки рынка сейчас находятся в стадии накопления клиентского потока и готовятся к последующим ужесточениям регулирования и снижению ставки до 0,8% с 1 июля 2023 года. Очевидно, что в более жестких условиях проще работать с хорошей базой повторных клиентов», — сказал он.
Как рассказал Андрей Петков, компании перестраивают свои стратегии лидогенерации, работают над увеличением вовлеченности аудитории и наращивают жизненный цикл клиента.
«Стоимость привлечения нового клиента выросла на 10-15% в зависимости от поставщика, — сообщил Роман Макаров. — Регулирование требует от МФО обслуживания максимально не обремененных долгами граждан, но ведь есть еще и риск-политики самих компаний, диктующие в этих условиях выбирать исключительно надежных и финансово обеспеченных клиентов. За них МФО готовы платить больше, и это поддерживает конкуренцию кредиторов».
Управляющий директор МФК «Лайм-Займ» Олеся Киселева отметила, что сейчас на рынке в отношении новых клиентов применяется более агрессивное таргетирование, в отношении повторных — усиленное напоминание клиенту о себе после погашения.
«Поскольку такие рассылки используются всеми компаниями и производятся примерно в одно и то же время, на рынке начинает проявляться «клиентская усталость» — клиенты отзывают согласия на получение рекламных сообщений, но продолжают обращаться за займами», — констатировала эксперт.
Последствия введения МПЛ
«МПЛ — это, скорее, инструмент борьбы с закредитованностью, чем средство улучшения качества заемщиков. У человека в тяжелом финансовом положении не пропадает потребность в заемных средствах и ограничениями эту потребность не убрать. Получив отказ в легальных кредитных организациях, человек будет вынужден обращаться к нелегальным. Все это грозит активизацией «серого» рынка», — уверен Павел Волков.
При этом как временный эффект не исключено увеличение числа банкротств и судебных взысканий, отметил Андрей Петков, поскольку заемщикам ограничат возможность рефинансировать накопленные долги.
«Глобально у клиента есть два пути снижения кредитной нагрузки. В первом случае он добровольно сокращает свои траты, а во втором уже в силу внешних ограничений меньше берет в долг», — заключила Олеся Киселева.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте