Концессии дали тепло: стоит ли передавать теплосети Новосибирска СГК
Проблема с состоянием теплосетей для Новосибирска хроническая. По данным мэрии, по состоянию на конец 2019 года износ муниципальных магистральных тепловых сетей составлял 69%, внутриквартальных — 73,1%. Ежегодно перекладывается менее 1% сетей, при необходимости вчетверо большей.
Ресурсом средств для реконструкции сетей могли бы стать инвестиции оператора теплосетевого хозяйства — Сибирской генерирующей компании (СГК). Компания предлагает мэрию передать ей теплосетевой комплекс муниципалитета в концессию на 10 лет с объемом инвестиций в 5,5 млрд руб.
СГК и сейчас эксплуатирует муниципальный теплосетевой комплекс, но на условиях, которые энергетики считают неэффективными.
В целом у компании в управлении чуть более 3 тысяч км тепловых сетей Новосибирска. 2,4 тыс. коммуникаций компания эксплуатирует на условиях аренды, а также концессионного соглашения № 14 (теплосети микрорайона ОбьГЭС и поселка Пашино). Остальные 643 км коммуникаций — в собственности компании.
Согласно еще одному концессионному соглашению СГК и мэрии — № 13, компания должна эксплуатировать и модернизировать 21 котельную. Но схемой теплоснабжения предусмотрено переключение потребителей семи котельных на теплоснабжение от ТЭЦ, а это делает нецелесообразным инвестирование в них, отмечают в энергокомпании.
СГК платит мэрии за аренду теплосетей — в основном это сети, ЦТП и ПНС — около 600 млн руб. в год. Но на реконструкцию муниципального имущества из этих средств направляется чуть более половины — порядка 360 млн руб., основная доля которых — это восстановление линий циркуляции ГВС, а не замена изношенных тепловых сетей. Среднегодовой объем инвестиций по двум концессиям — около 90 млн руб.: 60 млн — в рамках соглашения № 14 по теплосетям; 30 млн руб. — по котельным.
Есть еще тарифный источник финансирования ремонта — ремонтный фонд; регулятор департамент по тарифам утверждает порядка 420-440 млн. руб. в год. Эти средства идут на проведение текущих, аварийно-восстановительных ремонтов сетей.
В целом по соглашениям и арендному договору вместе со средствами, заложенными на ремонт в тарифе, на теплоснабжающий комплекс направляется около 890 млн руб. СГК предлагает городу больше вкладывать в теплосети без роста тарифа для потребителя. Для этого требуется пересмотреть условия эксплуатации: один арендный договор и два договора концессии заменить на единое концессионное соглашение. Объем теплосетей в эксплуатации СГК практически не изменится.
Это даст возможность увеличить годовые вложения в ремонт коммуникаций: с 890 млн руб. до примерно одного миллиарда рублей, поясняют в компании. Во-вторых, увеличится доля, направляемая непосредственно на ремонт теплосетей: если ранее на эти цели направляли примерно 10% общей суммы, которую СГК платит городу по договору аренды и двум концессиям, то в рамках нового соглашения доля вырастет до 65%.
В руководстве города идею принимают, но подчеркивают, что предыдущие концессионные соглашения выполнены не в полном объеме, а до окончания их действия еще три года. Обязательства остаются невыполненными, СГК придется заплатить компенсацию городу.
Вопрос заключения концессии обсуждается в Новосибирске больше года. РБК Новосибирск опросил экспертов рынка теплоэнергетики, специалистов по концессиям, общественников с просьбой оценить выгоду и риски такой концессии, а руководство СГК — высказаться о причинах неисполнения соглашений и сути новой концессии.
Невыполненные обязательства по прежнему соглашению
Андрей Колмаков, глава Новосибирского филиала СГК:
— Основные мероприятия соглашения № 13 были направлены на котельные, а не на проблемные теплосети. Поэтому три года мы настаивали на изменении условий заключенных соглашений, аргументируя, что нужно более эффективное вложение средств в муниципальное имущество. За этот период, с 2018 до 2020 года, СГК должна была выполнить мероприятия на общую сумму 298 млн руб., но реально, действительно, выполнено меньше — на сумму 39 млн руб.
В рамках расторжения соглашения мы готовы уплатить муниципалитету 305 млн руб. компенсации. Эти средства будут направлены городом на ремонт самых критичных муниципальные сети и ЦТП. Также готовы безвозмездно передать городу имущество ЦТП и тепловых сетей, построенных СИБЭКО в рамках переключения нагрузки муниципальных котельных на улицах Чулымской и Ельцовской на ТЭЦ, на которые компания потратила более 50 млн. руб.
Мероприятия концессионного соглашения № 14 ориентированы исключительно на восстановление линий циркуляции горячего водоснабжения, что, конечно, немаловажно. Однако в отсутствии вложений в замену изношенных муниципальных сетей, рано или поздно наступит коллапс системы теплоснабжения. Суммы на ремонты, утвержденной в тарифе на тепловую энергию, катастрофически недостаточно для планомерной замены сетей. Иных внетарифных источников финансирования у компании нет.
В следующем году должна быть заключена новая концессия. Мы предлагаем сделать основные вложения из запланированных 5,5 млрд руб. в первые пять лет, чтобы сработать на стабилизацию ситуации с теплосетями города.
На тариф новая концессия не повлияет — он будет расти в пределах индексов, установленных правительством РФ.
Сергей Бухаров, эксперт в области теплоэнергетики:
— То, что в Новосибирске большая часть теплосетей оказалась не в концессии, а в договоре аренды, — некоторая историческая и правовая коллизия. В 2017 году уже действовали изменения в федеральный закон 190-ФЗ «О теплоснабжении», по которому объекты теплоснабжения нельзя было передавать в аренду, только в концессию. Но в тот момент СИБЭКО (в настоящий момент входит в СГК) уже давно стояло на продаже, и старый собственник не хотел совершать инвестиции, горизонт возврата которых весьма велик.
Так появились эти два концессионных соглашения, одно по теплосетям ОбьГЭС и Пашино, второе по реконструкции муниципальных котельных с инвестиционными обязательствами в размере годовой амортизации, т.е. фактически без инвестиций со стороны концессионера. На остальные теплосети заключили договор аренды: нашли исключения в законе, которыми удалось воспользоваться.
Если говорить о реконструкции маленьких котельных, «зашитых» в 13 соглашении, то смысла в этом не вижу. Стоимость производства тепла на котельных выше, чем на ТЭЦ. Переключение потребителей на ТЭЦ даст дополнительный ресурс на ремонт теплосетей без повышения тарифа за счет достигнутой экономии. Большие котельные стоит перевести в режим пиковых, включаемых в сильные морозы, что уже зафиксировано в схеме теплоснабжения.
Андрей Гладченко, активист, председатель новосибирского отделения партии «Россия будущего»:
— Год назад мы писали письма, в мэрию и горсовет с тем, чтобы как можно быстрее отменить 13-ю и 14-ю концессии и заключить нормальное соглашение, чтобы двигаться вперед. В итоге нам поступили ответы, что мэрия в целом с нами согласна, и уже идет работа по расторжению этих концессий. Но за этот год не произошло ровным счетом ничего. Такое впечатление, что все боятся эту тему трогать.
Сейчас есть дилемма — продолжать монополизацию и отдавать хозяйство в одни руки или оставить все так, как есть. Но, по моему мнению, теплоснабжение — это единый организм и раздавать его клочьями в разные стороны будет самым плохим техническим решением. Естественно, с каждой котельной надо определяться индивидуально.
Ольга Назаренко, советник председателя Сибирского банка ПАО «Сбербанк»:
— Отрицательный опыт реализации проектов с расторжением концессий обычно связан с низким качеством подготовки проектов или с непрофессионализмом участников. Если говорить о расторжении существующих концессий, на мой взгляд, судебная процедура здесь в интересах и муниципалитета, и концессионера. По итогу будет судебный акт, который закрепит суммы выплат, финансовым службам города будет спокойнее.
Сергей Карпекин, президент МАРП, генеральный директор ООО «Сибирская юридическая компания»:
— Чтобы отменить заключенные ранее две концессии, нужно заключить мировое соглашение, либо добиваться их отмены через суд. Варианты могут быть разные. Все зависит от намерения сторон и единого понимания ситуации, а также от взятых обязательств, которые должны быть тоже каким-то образом урегулированы.
Лучше достичь соглашения мирным путем, потому что суд — это всегда долго. Также я не очень уверен, что суд сможет сразу разобраться: потребуются серьезные экспертизы. Все это затянется. В итоге в период разборок получится вакуум, и город от этого проиграет. Тем более, когда дело доходит до суда, то каждая сторона максимально стремится к нужному ей результату.
Дмитрий Перязев, руководитель департамента ЖКХ и энергетики мэрии Новосибирска:
— Мы поддержали предложение «Сибэко» в части дополнительных вложений в теплосетевой комплекс и постарались учесть интересы всех муниципалитетов.
Да, у нас есть локальные источники, муниципальные котельные. При этом последние три года прошли с минимумом отказов и повреждений. Это подтверждает, что в заключенной концессии есть определенный перекос: комплекс котельных находится в лучшем положении, чем теплосетевой комплекс. Сейчас именно теплосети для нас в приоритете.
Проект мирового соглашения, который совместно разрабатывали специалисты мэрии и «Сибэко», учитывает компенсацию недополученных вложений. Дополнительно к этому оно учитывает обязательство «Сибэко» передать в город собственность на два построенных в зоне локальных котельных ЦТП.
Экономическая целесообразность
Андрей Колмаков, глава Новосибирского филиала СГК:
— Приоритет в программе будет отдан мероприятиям, связанным с заменой изношенных тепловых сетей — как магистральных, так и внутриквартальных. Ежегодные объемы вложений в теплосети по новому концессионному соглашению увеличатся, выплату налога на имущество СГК берет на себя.
Основной объем средств в новом концессионном соглашении между муниципалитетом и СГК придется на 2021-2024 годы: это 665, 773, 645, 597, 585 млн руб. соответственно. Итого за первые 5 лет — 3,3 млрд руб. В перечне работ — замена теплосетей протяженностью 68,3 км, строительство восьми блочно-модульных котельных — с целью замещения старых подвальных котельных-кочегарок. Особое внимание планируется уделить Левобережью, на котором в последние годы был зафиксирован ряд крупных аварий: планируется установка нового насосного оборудования и модернизация старого, а также замена схем трубопроводов, регуляторов внутри ЦТП.
Математика концессии
В 2019 году размер арендной платы АО «СИБЭКО», перечисленной в бюджет мэрии, составил 613 млн. рублей. Из них:
- 358 млн. рублей — реализация производственных программ;
- 130 млн. рублей — налог на имущество;
- 100 млн. рублей — налог на добавленную стоимость по договору аренды, который МУП «Энергия» Новосибирска перечисляет в бюджет;
- 25 млн. рублей уходят на содержание МУП «Энергия» (зарплата, транспорт, ЖКХ).
К 358 млн руб. добавляются около 440-450 млн руб., заложенных в тарифе на тепло. Таким образом, общая сумма на теплосети из двух источников составляет порядка 800 млн руб. в год.
Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting:
— Текущий уровень тарифов на самом деле не дает возможности СГК ремонтировать теплосети в достаточном количестве. А пока состояние коммуникаций ухудшается — уровень аварийности растет. Нужны действенные меры, одним из таких решений может стать концессия.
Есть и другой вариант, можно профинансировать ремонт и реконструкцию теплосетей за счет бюджетных средств. Но в условиях пандемии, когда бюджеты региона и города прохудились, есть ощущение, что на это вряд ли кто пойдет.
Сергей Бухаров, эксперт в области теплоэнергетики:
— Альтернативы концессии я не вижу — нет у города иной возможности обеспечить инвестиции в сети. Как не вижу принципиальных рисков для потребителей — требования к содержанию концессионного соглашения подробно описаны в законе 115-ФЗ, для теплоснабжения есть типовая форма, утвержденная постановлением правительства, т.е. закон достаточно жестко все регулирует.
Теплосетевое хозяйство — тяжелая ноша.
Если предположить, что егосейчас вернуть в ведение города, то муниципалитет не сможет организовать не то, что реновацию, но и эксплуатационное обслуживание.
Именно по этой причине в 2017 году имущество не было возвращено городу, а были заключены вышеупомянутые договоры.
Механизмы предоставления федеральных субсидий на реновацию теплосетей для крупных городов сегодня отсутствуют и их появление не предполагается. Государство нацеливает рынок на привлечение частных инвестиций. Всего в России на обновление систем теплоснабжения требуется около 2-2,5 трлн руб. Но здесь важна не разовая акция, требуется эффективное управление — можно освоить деньги на модернизацию, но с неэффективным управлением все опять придет в упадок буквально через год.
Передача теплосетей в концессию, т.е. объединение управления тепловыми сетями в одних руках, даст возможность синхронизировать ремонты на магистральных и внутриквартальных сетях, уменьшает недоотпуск тепла и повышает комфорт жителей. Появляется дополнительный ресурс на росте эффективности ремонтов, экономии сил и ресурсов. И что еще очень важно — появляется возможность планирования развития системы теплоснабжения как единого целого, выбирая наиболее эффективные решения.
По планируемой новой концессии обсуждалась именно схема «залповых» инвестиций, которая дает возможность решить проблемы по самым критичным местам за несколько лет, снизить риски крупных аварий и минимум стабилизировать ситуацию, остановить деградацию системы.
Контроль и риски
Ольга Назаренко, советник председателя Сибирского банка ПАО «Сбербанк»:
— Сбер участвует в реализации десятков концессий в теплоснабжении. Если говорить о рисках, то муниципалитет защищен тем, что объект концессионного соглашения находится в его собственности, как в процессе создания/реконструкции, так и после окончания срока действия соглашения.
В соглашении предусмотрен жесткий порядок контроля за выполнением мероприятий по созданию/реконструкции объектов, санкции за качество создания и эксплуатации объектов, мониторинг финансового положения концессионера. Обычная практика для концессий — страхование объекта в пользу публичной стороны, то есть муниципалитета, а также страхование строительных рисков и ответственности концессионера перед третьими лицами.
Концессия позволяет зафиксировать на длительный период времени обязательства концессионера и долгосрочные параметры регулирования (порядок определения тарифной составляющей). Для публичной стороны — это понятная инвестиционная составляющая, для концессионера — предварительно согласованный тариф. Порядок расчета тарифа — важное условие концессии; администрация субъекта, Новосибирской области, утверждающая тарифы, является третьей стороной концессии.
Сергей Карпекин, президент МАРП, генеральный директор ООО «Сибирская юридическая компания»:
— Новая концессия должна соединить в единую систему все объекты теплоэнергетического комплекса, а концессионер должен обеспечить надежную и бесперебойную работу этой системы и увеличить объем инвестиций ремонт и развитие. Тарифное регулирование и прочие условия деятельности должны быть максимально выверено и четко прописаны в договоре.
Андрей Гладченко, активист, председатель новосибирского отделения партии «Россия будущего»:
— Элементарная арифметика, говорящая о протяженности сетей, о стоимости их ремонта и реконструкции, показывает, что 1/40 всех городских сетей должны ежегодно заменяться. Если продолжать делать, как сейчас, то полная замена сетей Новосибирска произойдет через 600 лет. С таким подходом мы катимся в пропасть. Чтобы это исправить, нужно увеличивать темпы в десятки раз.
Вся сеть со всеми ее источниками тепла, сетями и другой инженерной инфраструктуры — все это должно находиться в одних руках. Это нужно для того, чтобы общественность четко понимала, с кого нужно спрашивать, если что-то идет не так, а также чтобы система могла действовать стабильно, как единый организм. При этом нужен общественный контроль над тем, как будут вестись расчеты, какие будут тарифы, как они будут меняться и как аппетиты монополиста урезонить.
Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting:
— Для решения ситуации нужна сильная воля руководства области и города и одобрение общества. Нужно просто договориться.
Анатолий Локоть, мэр Новосибирска:
— Износ теплосетей в Новосибирске очень высокий. Необходимо вкладываться в сети и надежность теплоснабжения. Окончательный проект соглашения разработан, есть дорожная карта. На депутатской комиссии в горсовете проект соглашения будет рассмотрен и после заключения мирового соглашения планируют перейти к большой концессии, которая будет включать все теплосетевое хозяйство. Цель — повышение качества управления теплосетевым хозяйство и, как следствие, повышение его надежности.