Главный архитектор Москвы — о Новосибирске, Толмачево и «кайфе местности»
Новый терминал аэропорта Толмачево начнет принимать пассажиров к концу года. Руководитель авторского коллектива архитекторов — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В состав авторского коллектива также вошли именитые московские архитекторы Сергей Чобан и Игорь Членов.
Строящийся аэропорт посетили архитекторы, и Сергей Кузнецов рассказал журналистам о своем видении проекта Толмачево, развитии локации и перспективах аэроэкспресса.
О Новосибирске
Новосибирск — город молодой с хорошим известным влиянием русского авангарда, город молодежи, науки и технологий. Новосибирск авангарден во многом: город возник при строительстве моста, рожден технологическим процессом. И когда задумывали аэропорт, хотелось создать нечто, рождающее ассоциации с технологией, полетом, наукой.
Появилась идея Парфенона, объекта простой формы, но совершенных пропорций — четыре несущих элемента, на которых держится парящая легкая кровля, тончайшие вантовые конструкции на фасадах.
Вижу, что потенциал у Новосибирска огромный. Классный рельеф, сумасшедшей красоты река, интересный центр.
Есть очень много, над чем поработать, чтобы этот потенциал развить. Верю, что со временем это будет суперклассное и модное место.
О не-столичных проектах
Для меня работа не в столице — это раскрытие плюсов не-центра. Я горячий поклонник идеи, что в каждом месте есть свой собственный кайф.
Есть порочная практика: мол, если делаем проект в каком-то городе или районе, то будем делать как в центре. Получится, конечно, похуже, но в целом будет похоже.
В каждом месте есть своя самобытность, и прокачивание кайфа местности — это ключевая мысль для меня, как для архитектора.
Здесь мы старались построить самобытность на теме современного искусства и удивительного мира Сибири, с гигантской рекой и просторами.
О новом терминале
Толмачево будет не просто символом города. Заказчик, Роман Троценко, хочет видеть аэропорт, который будет вызывать у людей желание возвращаться в Новосибирск. И это нам удалось.
Я считаю, мы здесь получили, по крайней мере, один из лучших, если не лучший, аэропорт в России с точки зрения архитектуры, качества пространства и возможностей, которые здесь будут реализованы технологически.
Ключевые элементы — колонны — выполняют функцию опоры, при этом они, как скульптуры, оставляют человеку пространство для воображения. Это могут быть деревья, турбины, опоры. Ты смотришь на них, они вязаные, плетеные, с мощным стержнем внутри.
Здание неслучайно выглядит белым. На самом деле, в аэропорту много цвета. Люди носят цветную одежду, яркая навигация, световые экраны. Наполнение жизнью аэропорта — это как арт-объект, который заполняет галерею. Когда будет навигация, люди, персонал, здесь не будет нехватки визуальных событий.
Я уверен, что архитектура не должна отвлекать от функции, в данном случае от логистики. Такое пространство должно быть спокойным. Здесь много света, даже если за окном — темное небо, здесь будет интересно.
Внешняя подсветка тоже будет, но спокойная. Аэропорт — это не шоу и не парк аттракционов. Оформление наружного фасада — сталь и стекло, идея в том, чтобы снаружи человек мог «считывать» здание.
Специфика аэропорта в том, что человек здесь торопится, у него свои задачи. Эта особенность и делает актуальным этот дизайн, когда тебе не надо в него вникать, изучать орнамент и рельеф. Здесь все на поверхности, входишь и говоришь: «Обалдеть!».
Архитектор вообще имеет дело не с глазами людей, а с менталитетом. Глядя на объект, человек должен внутренне вырастать, хотеть жить, творить. Такие вещи создают настроение для патриотизма.
Ни один аэропорт Москвы не может конкурировать с Толмачево по качеству архитектуры.
Я верю в простые, как я их называю, «бронебойные» решения, они производят впечатление, и вам не нужно много времени, чтобы считать их. Как парящий мост в Зарядье: не надо быть специалистом в архитектуре, чтобы понять, что это круто.
Так и здесь. Роман Троценко ставил задачу, чтобы, попадая в этот аэропорт, люди запоминали его навсегда. Нечто особенное, и неважно, сколько аэропортов человек раньше видел.
О музее в Толмачево
Начиная с технического задания, интеграция художественных объектов стояла в плане терминала. Роман Троценко сам фанат искусства, это семья больших меценатов и просветителей, по-настоящему серьезно относящихся к искусству, особенно современному. Я ждал и здесь серьезных интервенций.
Здесь музей будет живым. Арт-проекты — важная часть работы, при этом арт-концепция не статична, как жизнь, когда ты учишься каждый день. Это постоянное движение.
О привокзальной площади
Есть идеи по преобразованию площади перед терминалом. Там еще пока и строения есть, которые, очевидно, выглядят лишними, и благоустройство отсутствует, потому что пока идет стройка.
Есть известная такая фраза о том, что первое, с чего надо начать развитие любого города — с аэропорта и дороги. С аэропортом мы уже почти справились, надо сделать теперь площадь перед ним и хорошую дорогу до города. Это будет очень важный вклад, инвестиция в будущее Новосибирска.
О потенциале аэроэкспресса до Толмачево
Смысл запускать аэроэкспресс есть. Но были примеры, когда его запускают, а загрузки нет. Бессмысленно пускать аэроэкспресс раз в час, а чтобы он ходил чаще, нужна гарантия мощной загрузки, которая зависит от развития Толмачево как транспортного узла.
Быстрое достижение центра города очень важно для аэропорта. Плюс рядом мощная транспортная артерия — Транссиб, активность этого узла явно будет нарастать, да и внутренняя сеть ж\д путей в Новосибирске развита. Пока, как я знаю, город этим не занимается, проекта нет. Думаю, расчеты по загрузке со временем подтвердят, и проект аэроэкспресса в Новосибирске будет реализован.
Подробнее на РБК: Новый терминал Толмачево начнет принимать пассажиров к концу года, — фото
Международный аэропорт Новосибирск Толмачёво им. А. И. Покрышкина работает с 1957 года и является крупнейшим за Уралом транзитным авиаузлом России. Международный терминал введен в эксплуатацию в 1997 году. По итогам 2021 года аэропорт обслужил 6,761 млн. пассажиров. Доля трансферных пассажиров аэропорта составила 30%.
Реконструкция аэропорта Толмачево осуществляется в несколько этапов. Второй этап проекта планируется реализовать к 2025 году. На проектирование и строительство терминального комплекса запланировано в общей сложности более 20 млрд рублей частных инвестиций. После реконструкции Толмачево станет самым большим региональным аэропортом площадью около 108 тыс. кв. м. Генеральным проектировщиком, техническим заказчиком является ГК «Спектрум».