В Новосибирской области в полтора раза выросло число онлайн-МФО
В Сибири резко вырос объем выданных микрозаймов. Так, по данным Центробанка, за первое полугодие микрофинансовые организации Сибири выдали физлицам почти столько же микрозаймов, сколько за весь прошлый год, как по количеству, так и по объему.
В Новосибирской области сосредоточена почти половина всех сибирских МФО, в основном они работают в сегменте онлайн.
По запросу РБК Новосибирск регулятор пояснил, что всего за первое полугодие МФО Новосибирской области выдали физлицам 8,45 млн микрозаймов на общую сумму в 76,47 млрд руб. Это более 90% всего микрофинансового рынка Сибири, как по числу займов, так и по суммам.
Доля онлайн-микрозаймов в общем объеме займов, выданных в регионе, по итогам первого полугодия 2021 года приближается к 80%.
«То, что цифровизация проникает на рынок микрозаймов, — это естественный процесс, который начался еще до пандемии. Но, несомненно, эпидемиологическая ситуация в стране его ускорила», — говорит замначальника Сибирского ГУ Банка России Сергей Жаботинский.
При этом в Новосибирской области при небольшом снижении общего числа зарегистрированных МФО с 62 до 58 в полтора раза выросло число компаний, предоставляющих онлайн-займы (с 10 до 15).
«Сегодня темпы роста микрофинансового рынка не такие высокие как два-три года назад, это связано с его насыщением, планомерным ужесточением регулирования и повышением барьеров входа в отрасль, которые сдерживают появление новых игроков, — говорит Олеся Киселева, управляющий директор компании «Лайм-Займ». — Рост числа онлайн-МФО можно рассматривать как следствие пандемии и ограничительных мер, которые сопровождают как бизнес, так и клиентов финансовых организаций. Развитие онлайн-кредитования способствует улучшению клиентского опыта за счет технологических преимуществ финтех-компаний».
В целом в Новосибирской области количество договоров микрозайма за первое полугодие выросло к тому же периоду прошлого года на 72%, а объем выдач — на 109%.
Заемщики стали занимать более крупные суммы на более долгие сроки: в структуре выдач растет объем более объемных по сумме «длинных» займов. Сильнее тренд заметен в офлайн сегменте.
В онлайне доля «длинных» займов по количеству выдач увеличилась на 7 п.п. до 11%, в офлайне — на 24 пп., до 73%. Если говорить о сумме выдач, то практически пятая доля всего объема онлайн-займов и 85% офлайн выдают в сегменте Installment.
На рынке онлайн МФО есть два основных продукта- PDL (Pay Day Loans, займы до зарплаты — до 30 дней и 30 тысяч рублей) и Installment (среднесрочные займы сроком свыше 30 дней, размером свыше 30 тысяч рублей и с погашением в рассрочку)
«С одной стороны, МФО расширяют линейку продуктов под давлением регуляторных ограничений Банка России, из-за которых популярные займы «до зарплаты» стали для них не такими выгодными. С другой стороны, у населения появилась потребность в более крупных суммах, причем чаще всего на покупку конкретных товаров. А МФО, как и банки, стали открывать свои офисы непосредственно в магазинах и предлагать условия, близкие к банковским», — поясняет ситуацию Сергей Жаботинский.
В ЦБ подсчитали, что если в первом полугодии прошлого года средний размер займа, выданного в офисах сибирских МФО, составлял 10,3 тыс. руб., то сейчас эта сумма выросла на 50%, средний размер онлайн-займа вырос за год на 1,2 тыс. руб. и составил 8 тыс. руб.
Генеральный директор сервиса онлайн-займов Joymoney Максим Пащенко отмечает рост среднего чека заемщика и в сегменте PDL. «Это связанно тем, что МФО активнее стали работать с базой повторных клиентов, потому что считают их менее рискованными, — говорит эксперт. — У повторных клиентов суммы займов выше, чем у клиентов, пришедших впервые».
Пащенко подтверждает активный рост сегмента Installment: «Это более стабильная категория клиентов. МФО оценивают риски и пытаются сбалансировать свой портфель, переводят большую долю в менее рискованные продукты».
Следите за деловыми новостями в Telegram-канале РБК Новосибирск