Новосибирские депутаты раскритиковали реформу утилизации мусора
Депутаты комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам предложили разобраться с новым механизмом утилизации бытовых отходов и решили создать рабочую группу по концессионному соглашению на строительство мусоросортировочных заводов в Новосибирской области, сообщила пресс-служба регионального заксобрания. В группу войдут депутаты, представители правительства, прокуратуры и других ведомств.
Изменения в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» вступят в силу 1 января 2017 года. Одно из нововведений — единый тариф на сбор, транспортировку, обработку и захоронение на полигонах твердых коммунальных отходов (они же — твердые бытовые отходы). Тариф будет регулировать государство. При этом услуга станет отдельной строкой в платежных документах за ЖКХ, а платить за вывоз мусора жители будут не управляющей компании или ТСЖ, а единому оператору в регионе.
По мнению зампреда комиссии Вадима Агеенко, государство «не продумало все детали» реформы утилизации бытовых отходов, в частности есть вопросы к формированию самих тарифов, а также нет критериев отбора операторов, формул расчета с населением и санкций за некачественную услугу. «Не до конца продуман вопрос содержания контейнерных площадок и своевременной вывозки мусора с территорий жилых домов. Юридически за все это должен отвечать оператор, но он всего один на всю область», — подчеркнул депутат.
Для соответствия федеральному законодательству в Новосибирской области построят два мусоросортировочных комплекса с полигонами на территории Раздольненского и Верх-Тулинского сельсоветов. Их построят в результате концессионного соглашения между частным инвестором ООО «Экология-Новосибирск» и правительством Новосибирской области.
Инвестиции в два завода составят около 6,5 млрд рублей. Согласно материалам компании-инвестора, в 2018-2026 годах объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составят более 6,3 млрд рублей. Планируемый период возврата инвестиций составляет 10-15 лет, а общий срок эксплуатации — до 2056 года.
Депутат Вадим Агеенко отметил, что реформа утилизации мусора и строительство двух мусоросортировочных заводов могут привести к повышению тарифов. По его подсчетам, при нынешних тарифах на вывоз твердых бытовых отходов в Новосибирске от 150 до 250 рублей за кубометр новый тариф на бытовые отходы может составить от 590 до 700 рублей. Он отметил, что изменение схемы работы с твердыми коммунальными отходами становится «не только чисто организационным вопросом», но и социальным, так как он через тарифы «коснется каждого из нас».
По словам Дмитрия Козловского, депутаты узнали о подписании концессионного соглашения «только постфактум». «С нами никто не советовался, не предоставлял расчетов – будет ли повышен тариф?» — сказал Козловский.
«Вопрос стоит так: если условия соглашения экономически не выгодны для Новосибирской области, которая обязуется на 40 лет взять на себя значительную финансовую нагрузку, то необходимо либо вынуждать концессионера вносить изменения в договор, либо расторгать это соглашение. Еще один аспект: область обязуется обеспечить загруженность мусороперерабатывающих предприятий сырьем в полном объеме. Это 800 тысяч тонн в год. По данным Новосибирскоблстата, в 2015 году было вывезено 350 тысяч тонн мусора. Даже если статистика отражает не все, разброс более чем в два раза — очень значительный. Вопросов очень много — и по условиям соглашения, и по тарифам», — заключил Вадим Агеенко.
Проект мусоросортировочных заводов в Новосибирской области не сможет избежать обсуждения широкой общественности, считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. По его словам, это необходимо при заключении областью концессионных соглашений такого рода и такого масштаба. «Это Новосибирская область, тут ломать через колено или волюнтаристски продавливать решения не получится», – заявлял Дьячков на вопросы РБК Новосибирск.