Новосибирск, 29 дек 2016, 09:35

S7 стала собственником плавучего космодрома «Морской старт»

Группа компаний S7 стала собственником плавучего космодрома «Морской старт», пишут «Известия». Накануне Владислав Филев покинул пост гендиректора S7 Group, чтобы заняться, в том числе, развитием морского космодрома
Читать в полной версии
(Фото: sea-launch.com)

S7 Group и ракетно-космическая корпорация «Энергия» подписали документы, в результате которых S7 стала собственником плавучего космодрома «Морской старт» (Sea Launch). Об этом газете «Известия» рассказал гендиректор «Энергии» Владимир Солнцев. Ранее на сайте Центра раскрытия информации говорилось, что в декабре совет директоров авиакомпании «Сибирь», на базе которой была создана группа S7, должен вынести решение о заключении сделки в рамках проекта «Морской Старт». Представитель S7 подтвердил, что группа компаний стала собственником космодрома, но воздержался от комментариев.

По словам Солнцева, S7 уже вступила в права владения «Морским стартом». «Для этого необходимо было подписать ряд документов, и последний из них, завершающий сделку, мы закрыли в декабре. S7 уже взяла на себя часть затрат по содержанию плавучего космодрома и инфраструктуры», — цитируют «Известия» Солнцева. Собеседник издания уточнил, что окончательный расчет между «Энергией» и группой S7 намечен на июнь 2017 года — до этой даты командное судно и пусковая платформа будут перерегистрированы из Калифорнии в Либерию. «Часть денег Владислав Филев уже заплатил, остальная сумма будет переведена нам в июне следующего года», — добавил Солнцев.

«Морской старт» — международный коммерческий проект, который оценивается в 3,5 млрд долларов. С него осуществляются пуски ракет-носителей «Зенит-3SL». В 1995 году была создана одноименная компания, учредителями которой стали американский Boeing, РКК «Энергия», норвежское предприятие Kvaerner, а также украинские «Южное» и «Южмаш». Летом 2009 года компания «Морской старт» объявила о своем банкротстве, что привело к долгому судебному разбирательству. В 2010 году совет директоров консорциума передал управление проекта «Энергии».

В первой половине января следующего года будет подписано соглашение об урегулировании спора по «Морскому старту» между корпорацией Boeing и «Энергией», добавил Владимир Солнцев. По его словам, документ планировали подписать до конца ноября, но не успели оформить бумаги. «Основополагающий документ — меморандум об урегулировании — подписан обеими сторонами», — сказал собеседник «Известий».

Накануне газета «Ведомости» сообщила, что Владислав Филев покинул должность генерального директора S7 Group, однако в руководство компании вошла его дочь — Татьяна Филева. По данным издания, бизнесмен решил заняться околоавиационными бизнесами группы, в том числе развитием плавучего космодрома «Морской старт».

Впервые об интересе Владислава Филева к проекту Sea Launch стало известно весной 2016 года. Тогда глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров заявил ТАСС, что плавучий космодром «Морской старт» продан. «Кто инвестор и объем контракта — не могу сказать в силу определённых обязательств», — говорил Комаров. По его словам, на космодром претендовали инвесторы из США, Европы, Китая и Австралии. Но, по информации газеты «Коммерсантъ», ситуация серьезно изменилась, когда проектом Sea Launch заинтересовался совладелец S7 Владислав Филев. Источники издания в авиаотрасли объяснили тогда интерес к проекту прошлым Филева — в 1985 году он окончил Академию военно-космических сил имени Можайского, а в 1985–1993 годах служил в должности военного инженера в ракетных войсках стратегического назначения.

Раскрывать подробности сделки собеседники «Ъ» тогда не стали, указав, что инвестор заплатит «миллиарды рублей». ​За 16 лет с платформы запустили всего 38 космических аппаратов, в то время как в мире провели 1102 космических пуска. То есть на Sea Launch пришлось чуть более 3 % рынка. «Проект сможет окупаться, если с платформы будет производиться не менее пяти пусков в год», — ранее говорил собеседник «Ъ» в «Роскосмосе».

«Смысл сделки по приобретению S7 «Морского старта» остается для меня скрытым. Непонятно, как новый собственник сможет обеспечить окупаемость проекта при том, что сейчас ракет для плавучего космодрома нет, а содержать всю инфраструктуру нужно все время, причем в иностранном порту», — прокомментировал «Известиям» научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива