Интервью: Проблема с уборкой снега в Новосибирске в отсутствии системы
— Евгений Александрович, вот есть конкретный неубранный сугроб или каша на дороге, где буксует «Скорая помощь». Как определить, кто за нее отвечает?
— Все объекты и любой метр земли в Новосибирске имеет своего «хозяина». Муниципалитет отвечает за магистральные улицы и тротуары, 1 и 2а, с высокой проходимостью. За газоны частью отвечает «Горзеленхоз», частью — ДЭУ, ГУБО благоустройства мэрии. Администрации районов следят за дорогами 2а, 3а, 3б, внутриквартальными проездами, пустырями. Разделение всех территорий пересматривается раз в год.
— В чем смысл этого разделения?
— Разная периодичность уборки, разные МУПы, которые должны вести уборку. Сумма денег, которая выделяется на зимнее содержание территорий, зависит от категории дорог.
— Какие нормативы установлены?
— Тротуары 1 и 2а класса должны быть окончены не позднее 6 часов после снегопада. На остальных территориях – не позднее 12 часов после снегопада. Если снег идет более 3 часов, то не позднее 12 часов с момента увеличения толщины снежного покрова до 2-2,5 см. Во дворах многоквартирных домов очистка территории должна проводиться при наличии колейности свыше 5 см. По правилам уборки территории жилой и промзастройки, мест массового посещения очистка от наледи и льда должна проводиться не реже раза в сутки, с такой же периодичностью должен вывозиться снег. Механизированная уборка — раз в 2 недели.
— Сугроб рядом с крыльцом бизнес-центра – всегда ли вина управляющей компании?
— ТСЖ, УК, компании-девелоперы бизнес- и торговых центров обязаны убирать территорию в пределах землеотвода здания. Часто случается, что и входная группа, крыльцо, парковка, — это территория, относящаяся к ведению администраций районов города.
Много вопросов именно к территориям , закрепленным за администрациями районов. Почему так происходит? Меньше всего денег на уборку этих территорий выделяется, туда реже техника доезжает, тем более в такую снежную зиму. Они выходит, несколько безхозные.
— Как решается вопрос сугробов рядом с территориями предприятий?
— Чаще всего бизнес не согласен терпеть, пока до территорий, за которые отвечает администрация округа, доберется грейдер. Они нанимают дворника, заказывают за свои деньги технику. Далее. Снег складируется, его надо вывозить. Нанять сегодня «КАМАЗ» и вывезти снег стоит порядка 2000 рублей. Снег на отвале надо еще утилизировать! И за это бизнесменам говорят — плати. У меня жена в такой ситуации. И вот она говорит: «Я за свои средства чищу территорию, на которую выделяются средства из бюджета администрации округа. Так мало того, я еще должна платить за вывоз и утилизацию?». И что происходит: снег с таких территорий чистится, но при этом сваливается кучей на «окружную» землю. Газон там, пустырь. И лежит там долго. Пока не вывезут или не растает. Мы в свое время в администрации Ленинского района эту проблему по другому решали — заключали договор между управляющей компанией и округом на вывоз снега и расходы пополам делили.
— Какова функция Жилищной инспекции?
— Мы не аварийная служба. Мы проверяем факты, изложенные в жалобах граждан. У нас есть жесткий срок реагирования на жалобу — 72 часа. Жалобы могут подаваться и через соответствующие сайты, по телефону, лично, по почте. Около 40% жалоб направляется нам другими ведомствами, если они видят что это наша епархия.
Точно также и у нас поступает большой процент жалоб, которые не относятся к нашей функции — надзору за работой ТСЖ, УК, девелоперов. Мы их также отправляем, куда следует, но за их дальнейшей судьбой не следим.
— Самые эффективные на ваш взгляд методы борьбы с нечищеными дорогами, сугробами какие?
— Владение нужной информацией и составление жалоб разом в несколько инстанций. Скажем, мы со своей стороны всегда работаем с представителями ТСЖ и УК и просим их вывешивать таблички на дома и столбы, маркируя, где заканчивается территория, которую чистит ТСЖ и где начинается круг ответственности мэрии. Я вам больше скажу. Я живу в частном секторе Ленинского округа. Я сам сделал такую табличку, сам напечатал и на столб повесил. Мол, дорогу содержит администрация Ленинского округа и благодарность за ее работу направляйте по телефону такому-то. Сотовый указал. Вы знаете, через пару дней дорогу у меня чуть ли не до асфальта прочистили.
— Что бы вы лично предложили, чтобы исправить проблему с уборкой снега в Новосибирске?
— Главное – тут нет системы. Еще в 2008-2009 годах А. Ксензов в питерском институте заказывал труд научно разработанный, что то типа «Схема очистки Новосибирска». Так вот, там система была выстроена, но до сих пор то, что питерцы написали, внедрено не было. Программа должна быть по внедрению этой системы, учитывающая все задачи. И действия, которые предпринимаются в рамках этой задачи, должны быть единонаправлены, логичны. А у нас этого не наблюдается до сих пор.
— Как это?
— Ну те же закупки техники. Сейчас у нас потребность в технике закрыта на треть примерно. Далее, из существующей техники на линию выходит отнюдь не весь парк. Скажем, у нас в Ленинском районе после морозов из семи грейдеров на линию выходило два. Остальные стояли – поломки, запчастей нет и так далее. У нас же парк техники обслуживается в разных подразделениях, и скажем, нет у меня детали, а у соседа взять ее нельзя, другой бюджет. Заранее просчитывать необходимость в ремкомплектах и запчастях мы не научились. Плюс техника у нас старая, — те же «тещи», загребающие снег «лапами» и поднимающие его приводом в КАМАЗ. Там то привод летит, то еще что то случается. Их менять надо. Надо продумывать потребность и закрывать ее планомерно, а мы амбразуры вечно закрываем.
Далее. Есть у нас техника. Но по-хорошему она должна работать в две смены, чтобы попусту в гараже не стояла. Нужны люди. Раньше, знаю, на зимний период приглашали подработать водителей из области, организовывали для них временное общежитие. Сейчас нет этого.
Система оплаты. Мы сейчас водителям, которые КАМАЗами снег на отвал вывозят, платим не за куб снега, а за час работы. В итоге что получаем? Он кидает в кузов куб снега. Не спеша. Со скоростью 20 км/ч по пробкам едет на отвал. И так весь день. Я предлагал мэрии – давайте пересмотрим тарифы. Повысим за куб, и повесим видеорегистраторы на борт КАМАЗам на отвале. Чтобы работу оплачивать, а не пробки.
Я уверен, что надо межквартальные проезды отдать на содержание УК. Там в чем дело. На содержание этих территорий заложен бюджетом, скажем, рубль. А УК у себя тратят пять рублей. И этот рубль не обеспечивает должного качества и периодичности выполнения работ. Но они готовы к переговорам, поиску компромиссов. А мэрия говорит — мы выставим на тендер эти работы. В итоге выставляют по рублю, в результате торгов цена падает до полрубля. Ну и что заплатили, то и имеем. Когда чистятся они раз в сезон и народ возмущен, буксуют скорые и такси. Так еще и на эти по сути бесхозные территории — пустыри, прилегающие куски земли, — стаскивается мусор или снег дворниками тех же «управляшек». Всех ведь за руку не поймаешь. А отдали бы эти куски земли на уборку управляющим организациям, и проблем бы значительно меньше стало.
— А вот когда Локоть сам по дворам ездит, сугробы проверяет, это, на ваш взгляд, нормально?
— Личного контроля никто не отменял. И раньше один из замов мэра рано утром проезжал лично какой-либо район города и там летучки собирал прямо на сугробах. И, поверьте, результат был.
— Какова ответственность за нарушение норм очистки для чиновников?
— Ну вот смотрите. Штраф для УК — 250 000 рублей. Штраф для владельца офисного здания по КоАп — 10 000 рублей. Мы своей целью не ставим навыписывать гору штрафов. Мы каждый день обрабатываем поток жалоб и формируем управляющим компаниям указания, которые они до вечера чаще всего исполняют. А вот если не исполнили, тогда уже есть основания штраф выписывать. Мы работаем не ради штрафов, а ради снижения социальной напряженности.
— А какова ответственность чиновников округа и мэрии?
— В принципе чиновнику округа или муниципалитета за какие то вещи могут выговор объявить или с работы снять. Но тоже нужно понимать некий политический момент. Работа несладкая, и если за каждый сугроб увольнять будем, — кто работать станет?
Евгений Пономарев. Окончил СГГА, с 1997 года работал в администрации Ленинского района Новосибирска. В 2008 году назначен на должность первого замглавы администрации Ленинского района, в 2011 году – на должность главы администрации Ленинского района. В декабре 2014 года принят на должность замдиректора ООО «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района». На должность начальника государственной жилищной инспекции Новосибирской области назначен 15 июня 2015 года.