«Лента»: Нам важно иметь сильных конкурентов
— Новый формат — это смена стратегии развития сети в регионе или попытка распространить столичный опыт на новый сегмент розницы?
— Супермаркеты для нас уж не новый формат. Первый, «пилотный» магазин мы открыли в Москве в 2013 году, и какое-то время внимательно смотрели на его эффективность, отрабатывали ассортимент и операционную модель в целом. Спустя три года можно уверенно сказать, что эксперимент удался. В прошлом году мы открыли 17 магазинов в Москве и Санкт-Петербурге и довели их общее число до 49. В текущем году мы намерены открыть около 50 супермаркетов, а к 2020 году мы хотим увеличить торговую площадь этого формата в восемь раз. Большую роль в этом будут играть регионы и, конечно, Новосибирск, где мы открываем первый за пределами двух столиц супермаркет. Новосибирск для нас очень важен. Мы пришли сюда в 2006 году и открыли здесь свой первый за пределами Санкт-Петербурга гипермаркет. Сегодня здесь работает 7 больших магазинов. Супермаркеты станут дополнением к гипермаркетам и позволят нам увеличить присутствие на рынке.
— Как будет отличаться маркетинг и ценообразование от существующих в гипермаркете?
— Операционно супермаркет — это совсем другой магазин, совсем другой формат. В отличие от гипермаркета, он ориентирован немного на другие потребности. Если в гипермаркет, как правило, добираются на автомобиле и делают покупки один-два раза в неделю, а зачастую и реже, то супермаркет — это магазин для ежедневных покупок, он должен быть рядом в пешей доступности. Это во многом определяет и его локацию, размер, ассортимент и систему логистики. В наших супермаркетах все ориентировано на удовлетворение повседневных потребительских запросов. Например, мы предлагаем ограниченный ассортимент непродовольственных товаров . Зато мы делаем акцент на овощах и фруктах, молочной продукции, на том, что нужно каждый день.
— Каковы с вашей точки зрения, основные тренды рынка продуктового ритейла?
— Динамика располагаемых доходов домохозяйств, которая в прошлом году стала отрицательной и в номинальном, и реальном выражении, привела к дальнейшему снижению темпов роста рынка продовольственных товаров. Покупательская способность населения продолжает снижаться. В сочетании с высокой чувствительностью покупателей к ценам и их ориентации на промо-акции, это оказывает дополнительное давление на ритейлеров. Мы не видим поводов для улучшения потребительского поведения в кратко- и среднесрочной перспективе, и пока остаемся консервативными в своих прогнозах относительно восстановления рынка.
— В чем в этой ситуации вы видите уникальное преимущество «Ленты» перед традиционными игроками этого рынка Новосибирска?
— Нам очень важно иметь сильных конкурентов, поэтому мы готовы конкурировать и с «Холидеем», и «Сибирским Гигантом». Я думаю, что наше преимущество в первую очередь в том, что мы очень хорошо знаем своих покупателей за счет карты лояльности. Она, кстати, будет работать и в супермаркетах. Любой клиент гипермаркетов сможет получать те же преимущества и в магазинах «Ленты» меньшего формата. Это знание дает нам возможность не гадать на кофейной гуще, что сегодня хочет наш покупатель, а с помощью технологий «больших данных» точно предугадывать желания и делать лучшее предложение покупателям. Кроме, того, мы всегда были ценовым лидером среди гипермаркетов, я думаю, что мы сможем им стать и в формате супермаркетов. Промо-акции, которые постоянно идут в наших гипермаркетах, будут реализованы и в магазинах меньшего формата. В наших супермаркетах будет сделан большой акцент на категорию «fresh» и собственные торговые марки.
— Планируется ли открытие новых гипермаркетов наряду с компактными магазинами?
— В 2017 году мы пока не планируем открытий новых гипермаркетов в Новосибирске, в этом году мы сделаем акцент на запуске здесь наших супермаркетов. Это не значит, что история с крупным форматом «Ленты» в городе закончена. Во-первых, мы будем постоянно улучшать наши гипермаркеты, ведь для нас они являются ключевым форматом. Кроме того, мы не исключаем открытия новых гипермаркетов за горизонтом 2017 года, потенциал развития этого формата в Новосибирске сохраняется. В Санкт-Петербурге, где у нас 34 гипермаркета, мы работаем в условиях гораздо большего уровня проникновения крупных площадок.
— Как вы оцениваете потенциал по открытию гипер- и супермаркетов в Новосибирске?
— Потенциал развития современных форматов в Новосибирске высок и в целом повторяет ситуацию на российском рынке. Проникновение супермаркетов в России пока остается достаточно низким — 16% против 55% у магазинов у дома и дискаунтеров. При этом в развитых зарубежных странах, например, во Франции и Германии, этот уровень стабильно выше 40%, а в США достигает 55%. Кроме того, на российском рынке нет достаточно крупных игроков в формате «супермаркет» — пять ведущих операторов занимают около 35% рынка, в то время как в сегменте гипермаркетов этот показатель достигает 67%. Так что на ближайшие годы формат супермаркетов будет одним из наиболее динамичных в продовольственном ритейле.