«Тихая» вырубка: активисты против уничтожения лесов Академгородка
В апреле в Новосибирске прошло три экологических пикета за спасение леса в городе и Академгородке — 22-24 апреля. Еще три пройдут в ближайшие дни — 25-27 апреля. По словам организаторов, такие акции дают «сдерживающий эффект», но вскоре «оборону» активистов могут сломать.
— Наталья Владимировна, против чего конкретно вы протестуете?
— Мы протестуем против вырубки деревьев в лесах Академгородка. Объясню, как все происходит. По закону территорию городского леса нельзя использовать для застройки. В Академгородке есть лес и есть подлесок, то есть кустарники и низкие деревья. Их можно вырубать согласно законодательству.
Но что такое лес? По определению, это самопроизводящаяся экологическая система. Подлесок — неотъемлемая часть этой системы, но его активно уничтожают. Когда это происходит, лес начинают вытаптывать, птицы теряют место проживания. Cам лес теряет признак самопроизводящейся экосистемы и становится просто участком с древесной растительностью, которая не подпадает под защиту закона. Такая рокировка делается масштабно и систематически.
— Как объясняется уничтожение подлеска?
— Все это объясняется, как мероприятия по уходу за лесом. Это, конечно, не выдерживает никакой критики, потому что вполне очевидно — чем меньше человек вмешивается в экосистему, тем лучше для нее.
— Ваша инициативная группа проводит протесты с 2006 года. Есть результаты?
— У нас есть победы. Например, территорию Ботсада хотели застроить элитным жилмассивом и коттеджным поселком. Мы это предотвратили. Также мы отбили строительство автовокзала, которое бы уничтожило несколько гектаров леса. Мы остановили строительство новой поликлиники в лесу, которая совершенно не нужна и рассчитана на будущую застройку. Но что-то мы потеряли. Например, был построен совершенно позорный жилмассив на Коптюга. Это пятно на репутации Академгородка.
— А что не так с этим жилмассивом?
— Смотрите, Академгородок был спланирован как научный центр. Лесные участки — не просто случайная территория, а граница. Это называется функциональное зонирование. Зона института отделена от остальной части городка полосой леса. Участок, где сейчас построен жиллмассив, был частью этой границы. Более того, этот участок еще во времена СССР был заповеден от вырубки.
— Помимо проведения пикетов вы собираете подписи?
— Да. Например, против вырубки леса в Академгородке мы собрали уже 60 000 подписей. Когда их будет 100 000, мы сможем обратиться в федеральное правительство.
Вообще, мы постоянно работаем с разными инстанциями, и это дает сдерживающий эффект. Иначе застройщики уже давно ринулись бы в леса Академгородка.
Плюс мы требовали придать ему федеральный охранный статус, но получили только региональный. А отдать эти леса в руки региональных властей, значит отдать их в руки застройщиков. У нас есть решение самого авторитетного органа по объектам культурного наследие. Это научно-методический совет при министерстве культуры РФ. По нашей просьбе собрались две секции: ландшафтная и градостроительная.
Они вынесли аргументированный вердикт о том, что региональный статус Академгородка в том виде, в котором он есть, не соответствует принципу сохранности объекта.
На самом деле, сейчас ничего конкретного мы сделать не можем, и из-за этого опасаемся, что в какой-то момент начнется массовая вырубка леса.
— Какие еще проблемы в Новосибирске пытается решить ваша инициативная группа?
— Например, Нарымский сквер. Все началось еще в 2005 году, когда компания «Возрождение» решила построить на участке вдоль ул. 1905 года отель Park Inn. В 2012 году Новосибирский областной суд отменил решение районного суда и признал распоряжения мэра об аренде земельного участка под строительство гостиницы в Нарымском сквере незаконными. Но участок земли, который был выведен из территории сквера и до сих пор не возвращен обратно. Это опасность того, что застройка может возобновиться.
Кроме того, мы обращаем внимание и на проблемы улицы Богдана Хмельницкого. Часть ее признали достопримечательным местом, но «ЛДС Сибирь» не вошел в эту зону. Мы хотим исправить это.