Ситуация с коронавирусом в крае, 11 июн 2020, 16:43

Online-няни и шеринг-экономия: аналитики о рынке вакансий при пандемии

Два месяца ограничений из-за коронавируса по-разному отразились на спросе на сотрудников. В Пермском крае при общем спаде интереса к персоналу по некоторым предложений отмечен рост зарплат.
Читать в полной версии
Фото: РБК Пермь

Аналитики исследовали, что происходило на рынке вакансий в период самоизоляции в Пермском крае. Ограничительные меры были введены в регионе со 2 апреля, затем несколько раз продлевались. Ожидается, что в ближайшее время период самоизоляции вновь будет продлен, так как санитарные нормативы Роспотребнадзора пока не позволяют снимать ограничения.

За время самоизоляции в регионе продолжает работу значительная часть компаний, но многие сферы и отрасли по-прежнему к работе в привычном режиме не вернулись. Исключение составила сфера красоты, представителям которой разрешили оказывать часть услуг с 12 мая. Все это отразилось на рынке труда. Аналитики ресурса Авито Работа провели опрос среди соискателей, а также специально для РБК Пермь изучили, что произошло на рынке вакансий региона в первые два месяца самоизоляции.

Число предложений упало

За два месяца спрос на сотрудников в разных сферах упал в среднем на 18%. Количество вакансий сократилось во всех группах профессий, кроме «Строительства» (там произошел рост на 19%) и «Консультирования» (сохранилось на прежнем уровне).

Наименьший спад количества вакансий за указанный период наблюдался в группах профессий «Без опыта, студенты» (– 10%;), «Производство, сырье, сельское хозяйство» (–12%). Также незначительное снижение спроса работодателей произошло в сегментах «Транспорт, логистика» (– 12%); «Страхование» (– 13%); «Автомобильный бизнес» (– 15%). В остальных группах спрос работодателей снижался на 18% и более.

Самое сильное снижение количества вакансий – почти вполовину – было отмечено в группах профессий «Образование, наука» (– 62%), «Туризм, рестораны» (– 49%), «Юриспруденция» (– 48%).

При этом с 12 мая, после снятия части ограничений, число вакансий стало расти. В итоге в мае их количество увеличилось в полтора раза по сравнению с апрелем. Более всего в регионе – в 2,2 раза – выросло число вакансий в группе профессий «Административная работа». В два раза в этот период увеличилось количество объявлений о работе для студентов, соискателей без опыта и потенциальных кандидатов в бьюти-сфере (группа профессий «Фитнес, салоны красоты»).

Востребованы подработки

Больше всего выросло количество откликов в группе «Страхование» – на 73% В группе профессий «Консультирование» активность соискателей выросла на 60%: работники этой сферы запрашивали контакты работодателя в 1,6 раз чаще, чем до периода самоизоляции. Примерно на треть (31%) выросло количество откликов в группе «Домашний персонал» – это сиделки, помощники и социальные работники.

Также аналитики утверждают, что за период ограничений на территории Приволжского федерального округа, в том числе и в Прикамье, многие начали искать подработку. Более половины опрошенных (55%) сообщили, что испытывали финансовые трудности, 59% респондентов заявили, что активно искали варианты дополнительного заработка в период нерабочих дней.

При этом рост количества откликов на вакансии со стороны сотрудников, претендующих на работу в сфере красоты, увеличился в мае. Также значительно активнее стали искать работу администраторы, маркетологи и бухгалтеры.

Предлагают меньше, но не всем

Средние зарплаты, которые в начале самоизоляции неравномерно, но росли, с началом послаблений стали снижаться. В среднем это снижение составило 3%, но в ряде сфер зафиксировано резкое падение (например, в сфере «Домашний персонал» – на 40%, «Маркетинг, реклама, PR» – на 38%, «Управление персоналом» – на 22%). Одной из немногих сфер, где зарплаты с апреля по май выросли, является индустрия красоты. Также на 38% поднялись зарплаты в вакансиях для юристов.

Запрос на результат

Крупных изменений требований работодателей к соискателям пока не произошло. Однако, по мнению аналитиков, уже сейчас работодатели стали чаще обращать внимание на умение кандидатов переключаться между задачами, при этом сохраняя высокую концентрацию. В сложных условиях пандемии для работодателей стал более важен результат, нежели сам процесс.

Во время пандемии стали востребованы «диджитал»-компетенции, которыми традиционно владеют представители таких сфер, как «IT, интернет, телеком» и «Маркетинг, реклама, PR». В целом наметилась тенденция: от специалистов из традиционно «офлайновых» сфер работодатели также стали ожидать цифровых навыков. Например, после перехода образовательной сферы на дистанционное обучение педагогам потребовались новые умения для работы в онлайн – запись видеолекций, работа с LMS-системами и всевозможными цифровыми ресурсами для обучения и т.д.

Пандемия подстегнула спрос на дистанционные форматы работы как со стороны работодателей, так и со стороны соискателей, но пока количество вакансий с удаленным форматом работы составляет сравнительно небольшую долю от всех объявлений. Процент «удаленных» вакансий варьируется в зависимости от сферы.

Ко всему прочему, режим самоизоляции показал, что управлять бизнесом дистанционно возможно, а персонал также может справляться со своими служебными обязанностями, находясь не в офисе. Например, системные администраторы и сотрудники call-центров перешли на удаленный формат работы и остались востребованными у работодателей.

Тренды

Аналитики отметили, что в условиях ограничений возникла тенденция своеобразной сдачи сотрудников во временную аренду (специалисты называют это элементом шеринг-экономики в сфере труда). Этот инструмент позволяет работодателям оптимизировать затраты, а специалистам – найти источник дополнительного заработка, что становится все более актуальным из-за снижения доходов населения. Так, сфера общепита, где число вакансий снизилось наполовину, объединилась с продуктовыми ритейлерами, на услуги и продукты которых сформировался повышенный спрос во время пандемии, и они нуждались в большем количестве сотрудников - дополнительных курьерах, сборщиках заказов, операторах колл-центров. Кроме того, одна из крупных корпораций, работающих в сфере общественного питания, в начале периода ограничений публично заявила о готовности предоставить своих сотрудников на время крупным ритейлам. Эксперты ресурса считают, что в будущем этот инструмент может оказаться популярным.

«Неожиданным трендом самоизоляции стала и востребованность online-нянь, спрос на услуги которых за первый месяц «карантина» вырос в 2 раза. Оказалось, что беби-ситеры могут работать дистанционно и через монитор компьютера вполне успешно занимать детей. Во многом росту спроса способствовало то, что услуги online-нянь дешевле услуг обыкновенной няни. Однако, вакансий и резюме в данной категории пока размещено немного: это может быть связано с тем, что многие няни продолжили работать со своими подопечными, изменив формат, а не искали новых клиентов», – сообщают аналитики Авито Работа.

Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР