Пермский край, 13 мая 2019, 16:36

Почему не всех туристов во время происшествий на сплавах удается спасти

В Пермсокм крае во время майских праздников утонули несколько туристов. Эксперты рассказали, почему на воде гибнут люди, можно ли этого избежать, и какие факторы влияют на безопасность прохождения маршрутов.
Читать в полной версии
Фото: Архив РБК-Пермь

Всего за майские праздники СМИ называли несколько случаев переворачивания плавсредств, которые привели к трагедии. Упоминалось, что число жертв могло достигнуть восьми человек. В МЧС по Пермскому краю эти данные опровергли: ведомству известно о трех ЧП. В ведомстве называют два случая гибели туристов на Вижае, а также о поисках туриста на реке Усьва. Там было невозможно вести водолазные работы было из-за того, что вода в реке очень мутная. Позже его тело было найдено.

Точного числа погибших на водных объектах в Прикамье за прошедшие выходные в МЧС не называют. В ведомстве не исключают, что о ком-то из погибших очевидцы могли не сообщить.Эксперты считают, что регистрация в МЧС не гарантирует безопасности.

Сейчас СКР проверяет обстоятельства гибели двух туристов, погибших на сплавах по прикамским рекам. По данным Следственного управления СКР по Пермскому краю, 9 и 10 мая во время сплавов в Горнозаводском районе на реке Вижай погибли женщина и мужчина. Оба проходили маршруты в составах туристических групп. По обоим фактам следственный отдел по городу Горнозаводск проводит доследственные проверки.

9 мая 2019 года пятеро туристов на катамаране сплавлялись по реке Вижай. На перекате между поселками Сараны и Пашия катамаран перевернулся. Четверым туристам удалось спаслись, а 47-летняя женщина, учитель физкультуры из пермской школы, погибла. Второе ЧП произошло 10 мая с группой из двенадцати туристов, которые на двух катамаранах сплавлялись по той же реке. В районе поселка Пашия один из катамаранов столкнулся со скалой, плавсредство перевернулось, и шесть человек оказались в воде. Пятеро из них спаслись, а сороколетний мужчина погиб.

Проверки обстоятельств обоих происшествий должны установить, есть ли основания для возбуждения уголовных дел.

Кто и как спасает

По данным МЧС по Пермскому краю, на период с 8 по 12 мая в Пермском крае в МЧС и Краевой службе спасения зарегистрировались на водных маршрутах 86 туристических групп. В их составе на сплавы отправились 1022 человека. В МЧС напоминают, что всем группам за 10 дней до выхода на маршрут необходимо регистрироваться в ведомстве или в Пермской краевой службе спасения.

Группы должны указывать маршрут сплава, даты спуска на воду и прибытия в конечную точку.

Во время сплава, после прохождения сложных участков группы должны связываться со службой спасения, и сообщать, где они находятся и все ли у них в порядке. В случае, если контрольное время прибытия на финальную точку сплава вышло, но группа не сообщила о прибытии, Краевая служба спасения начинает принимать меры по поиску. Но, как сообщили РБК Пермь в Пермской краевой службе спасения, нередко группы забывают сообщать о прибытии.

По словам замдиректора Пермской краевой службы спасения Вадима Можаева, регистрация группы позволяет ускорить поиски в случае, если во время сплава произошло ЧП. В противных случаях решение о выезде краевой службы спасения на место происшествия принимается с учетом обстоятельств. Во многих районах Пермского края есть спасательные подразделения, которые находятся в подчинении местных администраций, а также добровольцы организации «Общество спасения на водах». Часто именно они первыми отправляются на поиски пострадавших, так как именно они могут прибыть на место происшествия в максимально короткий срок. В отдельных случаях для поиска нужны именно специалисты Краевой службы спасения. 8 мая на реке Койва Горнозаводского района, недалеко от поселка Бисер, перевернулась байдарка, в которой сплавлялись два туриста, теплые вещи и продукты остались в лодке. Информация об этом поступила спасателям поздно вечером, они выехали на место, и всю ночь на лодке искали пропавших. Их обнаружили рано утром 9 мая на подтопленном острове в истощенном и переохлажденном состоянии. По мнению Вадима Можаева, каждый последующий час поисков мог привести к гибели мужчин.

Во время сплавов опасные участки на маршрутах контролируют патрули ГИМС. При этом в МЧС по Пермскому краю РБК Пермь сообщили, что поставить патруль на каждом сложном участке на всех маршрутах невозможно. Самый массовый случай гибели туристов во время сплава произошол в Пермском крае в июне 2009 года, когда при прохождении маршрута по реке Вильва погибли восемь туристов. Тогда СМИ сообщили, что причиной трагедии стала искусственная преграда, созданная в 2008 году. С того момента на трудном участке каждый год в период массовых сплавов дежурит патруль ГИМС. После майских праздников 2019 года такой пост в период массовых сплавов будет постоянно работать рядом с железнодорожным мостом через Вижай в районе Пашии – именно там в эти дни у туристов возникли трудности с прохождением. В МЧС пояснили, что патруль будет проводить работу с группами до того, как они спустятся к мосту (им будут предлагать проходить участок по берегу).

Регистрация в МЧС не гарантирует безопасность

Владелец турфирмы «Золотой компас» Алексей Зотиков считает, что регистрация группы в МЧС и краевой службе спасения не дает гарантий, что сплав пройдет безопасно.

«Факт регистрации группы фактически никак не влияет на безопасность прохождения маршрута. Все зависит от опыта инструкторов и старших группы, кто ведет группу. Обеспечить безопасность можно даже если на катамаране идут новички с одним инструктором, который в состоянии объективно оценить сложность прохождения маршрута, текущую обстановку на воде, сложность порога либо другого потенциально опасного места, в силу своего достаточно большого опыта и многократного прохождения маршрута», – говорит эксперт РБК Пермь.

По его словам, в Прикамье нет таких сложных водных маршрутов, на которые нельзя брать новичков-сплавщиков в группу с опытными инструкторами. Ведь основная задача инструкторов – предвидеть и не допустить ЧП.

«Именно предвидеть ЧП в силу своего большого опыта. При этом нельзя исключать, что, при стечении ряда обстоятельств непреодолимой силы, ЧП может произойти и в случаях, когда сплавляется опытный экипаж. Просто у опытного экипажа, либо экипажа под опытном руководством гораздо меньше шансов попасть в это ЧП и больше шансов выйти из ЧП без потерь. Все-таки сплавы во время паводка – это экстремальный вид отдыха», – утверждает Алексей Зотиков.

С ним отчасти солидарен директор фирмы «Nordural. Активный отдых на Урале» Юрий Половников.

«С точки зрения безопасности регистрация в МЧС ничего не дает. На каждый катамаран профессионального спасателя ведь не посадишь. В случае форс-мажора на сплаве надо рассчитывать только на себя и на проводника. Регистрация в МЧС имеет смысл только при длительных пеших походах, когда группа потерялась и не вышла вовремя из похода. Тогда МЧС-ники будут искать и, возможно, спасут группу» – говорит эксперт.

По мнению Юрия Половникова, на майские сплавы по сложным маршрутам в Прикамье организаторам брать неподготовленных туристов не стоит.

«Надо понимать, что реки Пермского края в это время (в период половодья) могут достигать 4-ой категории сложности. Надо смотреть на многие факторы, в том числе на наличие мужчин в команде (надо, чтобы на каждом катамаране было хотя бы двое мужчин). Следует учитывать опыт каждого участника: если в группе из условных 10-ти человек будут 2 не опытных, то это не страшно. Страшно, когда из 10-ти 8 неопытных. Особое внимание надо уделить подбору проводника. Команда обязательно должна быть «сработанной», научиться управлять катамаранов и т.д.», – утверждает эксперт.

Экономят на налогах, расплачиваясь жизнями

Есть мнение, что более половины всех сплавов, которые проходят по рекам Прикамья, проводят не официально зарегистрированные компании, а физические лица.

«Во-первых, не регистрируясь как юрлицо (а предоставлять эти услуги могут только юрлица, зарегистрироваться как ИП по закону нельзя) организаторы экономят деньги, время и нервы. Каждый туроператор должен быть зарегистрирован в Едином реестре туропереторов. Для этого надо иметь либо финансовую гарантию в банке (в виде несъемного депозита), либо оформлять страховку, а это расходы. Кроме того, регистрация юрлица требует других дополнительных накладных расходов, компания несет административную и уголовную ответственность за качество услуг т.д., – говорит Юрий Половников. – Чтобы этого всего избежать, некоторые организаторы маскируются под турклубы или водят туристические группы «дикарями», никак не регистрируясь. Ну, и понятно, что налоги они тоже не платят».

По мнению Юрия Половникова, некоторые организаторы сплавов экономят не только на регистрации компании, но и на других расходах, которые отражаются на безопасности.

«В случаях со сплавами речь идет об экономии на оборудовании и подготовке проводников. Старые, непроверенные катамараны, плохие страховочные жилеты, отсутствие гермо-мешков – это все экономит деньги и не экономит человеческие жизни. Неопытные проводники тоже являются прямой угрозой жизни и безопасности туристов на реке: неправильно выбранный маршрут, отсутствие инструктажа, неумение правильно действовать в экстремальной ситуации со стороны проводника – все может привести к трагедии», – говорит эксперт.

Но главный фактор, который кратно повышает риск происшествий на воде, – это употребление алкоголя во время сплава. «По своему уже более чем десятилетнему опыту работы могу сказать, что чаще людей губит не вода, а алкоголь. В данном контексте вода и алкоголь не совместимы. Нельзя пить на воде!», – утверждает Юрий Половников.

Как выбрать организатора?

Тем, кто раньше не был на сплавах в период паводка, следует внимательно выбирать тех, с кем отправляться в водный поход, считает Алексей Зотиков.

«Тут дело не в том даже, включен ли поставщик услуги в реестр операторов, или же это физическое лицо. Главное – правильно оценить уровень подготовки тех, кто ведет группу. Можно опросить знакомых, которые уже ходили на сплавы по большой воде, прислушаться к их отзывам об инструкторах и руководителях группы, о том, как были организованы их поездки в том числе и с точки зрения безопасности, – говорит эксперт. – В сплавах в период половодья опыт руководителей и инструкторов, а также безусловное соблюдение техники безопасности самими туристами, уже в большей степени гарантирует успешное прохождение маршрута. Ведь не всегда виновен руководитель группы, если турист снял спасательный жилет».

Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию