Пермский край, 26 сен 2019, 16:37

МЭФ'19 в Перми: регионы – драйверы роста для глобальных рынков HI-Tech?

Эксперты утверждают, что основная доля экспорта принадлежит компаниям из субъектов.
Читать в полной версии
Фото: РБК-Пермь

На площадке Межрегионального экспортного форума, который 26 сентября открылся в Перми, обсудили роль региональных компаний в экспорте. Дискуссия «Регионы-драйверы роста инноваций для глобальных рынков (HI-Tech экспорт)» прошла с участием экспертов федерального уровня и представителей местных компаний.

Селекция проектов и приобщение детей к науке

Сооснователь пермской компании Promobot, которая недавно сообщила о подписании контракта на поставку почти тысячи роботов-промоутеров в страны Европы, рассказал, на чем основан подобный успех. По словам Олега Кивокурцева, сейчас на рынке сервисных роботов конкурируют Россия, Япония и Китай.

«Нужно понять, какие опции должен иметь продукт. С 2015 года мы выпусти уже пять версий продукции, а наши коллеги только по одному – так как они строят для каждой детали робота по заводу и не могут оперативно развиваться и выпускать новые модели роботов», – утверждает эксперт.

По его словам, у рынка, на котором присутствует компания, есть несколько проблем, одна из них связана с постоянным введением новых ограничений, связанных с экспортом.

«Первая – рыночная: как продавать продукт, которого ранее не существовало, вторая – законодательная, и третья – политическая. Пока ты не будешь хватать за руку своего клиента, ты никуда не продвинешься. Законодательная связана с основным каналом экспорта – авиадоставкой. Ранее начали взрываться в полете телефоны Galaxy S7, и из-за этого ввели по всему миру закон, запрещающий такие телефоны в полете. А затем ввели специальный сертификат, который дает право перевозить такие аппараты самолетами», – Сказал Олег Кивокурцев.

Исполнительный директор АНО «Платформа НТИ» Андрей Силинг считает, что региональным проектам помогают развиваться федеральные проекты, направленные на «селекцию».

«В России огромный дефицит команд, которые делают IT-продукты. В сове время было создано «Сколково», где создаются условия для технологического творчества. Платформа социально-технологической инициативы была создана для того, чтобы таких инициатив было больше. Для этого и создается «Точка кипения» [федеральный проект, представляющий собой пространства коллективной работы, преимущественно для технологических проектов – авт.]. В этой сети уже более 500 человек. В «Точке кипения» уже разработано более тысячи проектов», – сказал Андрей Силинг.

Также, по его словам, нужно активнее вовлекать детей в олимпиады и возбуждать в ребятах интерес к науке.

«Не полагаются на субсидии – действуют сами»

Старший вице-президент VEB Ventures Дмитрий Политов считает, что «вся жизнь начинается с регионов».

«Москва – большое гнездо технологических компаний, но в Перми тоже есть технологические успешные – как минимум три (включая Promobot). В США в прошлом году только за счет хайтека ВВП приросло на целый украинский бюджет – 2-3%. Если вы хотите продавать продукт за рубеж, нужно заново проводить работу над ним. Кроме того ненужно изучать истории успеха и провала», – утверждает эксперт.

Директор центра развития средних технологических компаний АО «РВК» Сергей Гейло подробно рассказал о потенциале региональных компаний на технологическом рынке.

«Потенциал региональных компаний в технологическом бизнесе - мы достаточно давно измучаем эту тему, с 2012 года, [исследуем – авт.] какой у них имеется экспортный потенциал, для этого запустили рейтинг «ТехУспех». Мы оцениваем их по темпу роста, уровню экспорта, технологической базы, доли технологической продукции – и формируем список. Обычно он у нас состоит из 100-130 компаний. В топе рейтинга 50% – компании из Питера и Москвы, а вот в топе по экспорту 90% занимают компании из регионов», – утверждает эксперт.

По мнению Сергея Гейло, наиболее перспективны региональные компании, работающие в успешных отраслях сферы IT, сфере новых материалов и химии, а также в фармацевтике и биотехнологиях. «Они также создают свой бизнес на хорошей научной базе, компании делают ставку на то, что их продукт в тех же ценовых категориях, что и остальные, но предлагают что-то еще в дополнении к основному продукту. Обычно у российских компаний другая логика – они считают, что если продают дешевле, чем у конкурента, то у них сразу же все скупят», – утверждает Сергея Гейло.

Он заметил также, что успешные компании из рейтинга «ТехУспех» ведут проектную деятельность. «Эти компании также не полагаются на какие-то субсидии, а действуют сами. Они умеют выделять свои новые направления, двигаются дальше, не пускают в свою группу инвесторов и партнеров, делают своеобразные спин-оффы своих компаний. Кроме того при выходе на международный рынок очень опасно опираться только на свой опыт – успешные компании находят себе успешных консалтинговых партнеров», – сказал Сергей Гейло.

Pro
Капитал новой администрации Трампа — $450 млрд. Вот кто в нее войдет
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Развитие CPU почти остановилось. Какие технологии приходят на смену
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше