Пермский край, 30 авг 2019, 17:45

«Так не поступают ни с кем!»: эксперты о переговорах театра и Курентзиса

Фонд «Музыкаэтерна» ответил на письмо из театра, призвав минкульт к переговорам. Возможен ли союз маэстро с краевыми властями и из чего складывалась ценность Дягилевского фестиваля времен маэстро?
Читать в полной версии
Фото: Архив РБК-Пермь

Пресс-служба фонда поддержки культурных инициатив «Музыкаэтерна» 30 августа разослала комментарий в ответ на письмо директора Пермского театра оперы и балета Андрея Борисова, касающегося правообладания брендом «Дягилевский фестиваль».

«Сообщаем, что бренд «Дягилевский фестиваль» был создан Теодором Курентзисом и его командой в 2012 году. До этого времени фестиваль назывался «Дягилевские сезоны: Пермь, Петербург, Париж». Бренд создан для Перми, и команда musicAeterna не использовала и не собиралась использовать его в других городах. А что касается проекта в парижском театре Шатле, который будет проходить под руководством Теодора Курентзиса с 2021 года, то он не будет называться буквально «Дягилевский фестиваль», хотя в его названии, безусловно, будет фигурировать имя человека, который именно сцену Шатле выбрал для первого представления своих знаменитых «Русских сезонов»», – говорится в сообщении фонда.

Также в «Музыкаэтерна» РБК Пермь пояснили, что «у фестиваля в Париже будет другое название, но оно будет связано с именем Дягилева, потому что театр Шатле имеет к Дягилеву самое непосредственное отношение. Там состоялась премьера Русских сезонов, и в течение следующих лет фестиваль проходил там».

Кроме того в фонде считают, что «не от названия зависит успех, а от содержания». Поэтому лучше было бы не подталкивать фонд «к отказу от проведения фестиваля в Перми», а «сесть за стол переговоров, чтобы решить принципиальные вопросы, касающиеся будущего фестиваля. Время идет, а переговоры с Министерством культуры Пермского края, по сути, еще не начались», – сообщили в «Музыкаэтерна».

Это РБК Пермь прокомментировали в краевом минкульте, пояснив, что «на данный момент переговоры проводит организатор [Дягилевского фестиваля – РБК Пермь] – театр. Предложений о встречах или иных формах переговоров не было. Никто в министерство культуры не обращался с подобными инициативами. Но министерство культуры готово в любой момент подключиться к переговорам».

«Прогноз негативный»

По словам редактора отдела культуры Издательского дома «Компаньон» Юлии Баталиной, то, что сторонам не удается сесть за стол переговоров и прийти к соглашению, вполне объяснимо.

«На месте руководства Пермского края я бы тоже не горела желанием вести переговоры на своем уровне. Ведь Курентзис не просто ушел, а «громко хлопнул дверью». В этом случае Андрей Борисов – удобная кандидатура в качестве посредника. По какой причине Курентзис не хочет договариваться с ним, не вполне ясно. Возможно, он просто хочет, чтобы все было так, как решил он; не исключено, что есть другие, более практические причины, – сложно судить. Но, даже если этот шаг будет сделан, мой прогноз крайне негативен: я на 99% уверена, что Дягилевского фестиваля с Курентзисом в Перми больше не будет. Даже если сейчас стороны сядут за стол переговоров, найдутся другие причины для того, чтобы сотрудничество не состоялось», – считает эксперт.

По мнению Юлии Баталиной, сейчас театру и минкульту нужно найти «новую ценность». «Вероятно, сейчас минкульту и театру нужно найти другую личность, равноценную Теодору Курентзису. С одной стороны, такие люди, конечно, есть, с другой – эта задача очень сложная, потому что все они в настоящее время уже связаны действующими контрактами. Кроме того, очень сложно найти сейчас человека, который сможет уже в следующем году провести полноценный фестиваль», – говорит Юлия Баталина. По ее мнению, в любом случае возникший конфликт играет против всех его участников. «Организовать и провести в Париже фестиваль того уровня, как Дягилевский фестиваль в Перми, Курентзису и фонду MusicAeterna будет сложно», – считает эксперт.

Фестиваль нужен маэстро или фонду?

Ранее РБК Пермь сообщал, что 24 и 25 августа в Санкт-Петербурге Андрей Борисов вел переговоры об участии Теодора Курентзиса в организации Дягилевского фестиваля. Одна из двух встреч происходила с участием руководителей фонда поддержки культурных инициатив «Музыкаэтерна». Некоторые эксперты в разговоре с РБК Пермь высказали мнение, что участие фонда в переговорах может говорить об обсуждении варианта, при котором контракт на художественное руководство Дягилевским фестивалем мог бы быть заключен не с Курентзисом персонально, а с фондом «Музыкаэтерна». 

Юлия Баталина также согласна, что участие представителей «Музыкаэтерна» в переговорах с маэстро и Андреем Борисовым не случайно, и речь может идти о контракте не с Курентзисом, а с фондом.

РБК Пермь обратился в «Музыкаэтерна» с просьбой разъяснить ситуацию. «Про переговоры не могу больше ничего добавить», —.ответила пресс-секретарь Оксана Гекк.

А возможен ли такой контракт?

По мнению кандидата искусствоведения, театрального критика, бывшего руководителя отдела творческого планирования Государственного академического Большого театра России Вадима Журавлева, в переговорах с Курентзисом Пермь «теряет время».

«Я не понимаю, как в случае Дягилевского фестиваля в принципе может быть заключен отдельный контракт на руководство проектом. Я не понимаю, как фестиваль может существовать отдельно от театра, если в этом фестивале представлены оперные постановки театра, и его бюджет и бюджет самого фестиваля сливались. Эти крупные постановки «сжирают» основные деньги, а все остальное, что было представлено в рамках фестиваля все эти годы, на мой взгляд, не представляло собой ничего выдающегося. Если вы делаете полноценный фестиваль, который отделен от театра, то тогда надо понимать, сколько на это потребуется бюджетных денег. Я думаю, что в Перми то, что с этим фестивалем получалось (как людям это казалось) – думаю, все было именно так потому, что это делалось на связанные между собой бюджеты театра и фестиваля. И в этой ситуации я не понимаю, как бы Курентзис в принципе мог руководить отдельно фестивалем», – говорит Вадим Журавлев.

По его словам, на подготовку полноценной фестивальной программы нужен большой период времени.

«Если вы хотите иметь качественный фестиваль солидного уровня, а не просто местячковое концертное межуральское объединение, то тогда, чтобы найти хорошего режиссера, дирижера, солистов — тогда на все это надо минимум два года, а лучше три. За три года вы найдете практически 99% музыкантов, которых вы хотели бы пригласить выступать на вашем фестивале. Как только вы оказываетесь в ограничениях по времени менее чем в два года, вы уже сможете выбирать только из тех, кто хочет, кто может или дружит с вами, – говорит эксперт. – Насколько я вижу по программам Дягилевского фестиваля последних лет, фестиваль делается по другим принципам – в нем участвовали либо люди, которые хотят поклоняться Курентзису, либо его друзья».

«Так не поступают ни с кем!»

Кроме того, Вадим Журавлев считает, что любое дальнейшее сотрудничество Теодора Курентзиса с пермским театром и региональным минкультом невозможно.

«Любой хороший фестиваль работает исключительно на хороших человеческих взаимоотношениях. Но Теодор Курентзис показал, как он относится к вашему городу и к вашему театру. Потому что если он человек западный, и пытался вытянуть Пермь к каким-то западным вершинам, то он должен был прийти и сказать «ребята, я ухожу через год, давайте, ищите другого человека...» – вот так поступают и работают на Западе. А так, как произошло у вас (7 июня театр пишет «прекратите панику, Курентзис никуда не уходит», а через две недели объявили, что он уходит) – это просто неприлично. Это неприлично для человека, который считает, что он – большая мировая звезда. Так не поступают не только с Пермью – так не поступают ни с кем! И я думаю, что после этого в принципе какие могут быть хорошие человеческие отношения между Курентзисом и людьми, которые формируют бюджет фестиваля? Думаю, что никаких», – говорит театральный критик.

По его мнению, все эти обстоятельства и затягивания с решениями только усугубляют ситуацию с будущим фестиваля: «Перми уже давно надо было начать искать кого-то, и если бы начали искать человека хотя бы с весны, когда впервые просочилась информация об уходе Курентзиса, тогда часть работы уже была бы проведена. Пока же ничего не происходит, и это самое страшное».

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом