Пермский край, 17 янв 2017, 14:42

Пермские страховщики: к системе электронных полисов ОСАГО есть вопросы

РБК Пермь оценил готовность страховых компаний, представленных в Пермском крае, выдавать электронные полисы ОСАГО. Страховщики подтвердили начало продаж через интернет и отметили «скользкие» места нововведений.
Читать в полной версии

Восемь компаний, объем выдачи полисов ОСАГО которых достигает 90% по Пермскому краю, оказались готовыми к выдаче полисов через интернет. По первому звонку два филиала федеральных компаний не подтвердили начало продаж электронных полисов ОСАГО, и только после уточнения информации в головном офисе, оказалось, что такую услугу в регионе все же оказывают.

По мнению экспертов сферы страхования, сама процедура продажи электронных полисов имеет несколько вопросов.

По состоянию на 1 октября 2016 года в России премии по ОСАГО собрали 77 компаний. Далеко не все из них действуют в Пермском крае. По данным Центробанка, за 9 месяцев 2016 года страховые компании в Пермском крае заключили более 1,2 млн договоров, собрали 9,8 млрд рублей страховых премий и произвели страховых выплат на сумму почти 3,8 млрд рублей. Из этих же данных следует, что доля ОСАГО в общем объеме по договорам составляет 39%, по премиям – 30%, по выплатам – 40%.

Из 9,8 млрд рублей премия страховых компаний Пермского края 2,9 млрд рублей (около 30%) приходится на премию с продажи полисов ОСАГО. На графике видно, что есть как страховые компании, премия которых за ОСАГО составляет 30-40% от общего объема премии, так и компании, премия за ОСАГО которых составляет 50-60% от общего объема премии. Но есть и страховые, общий объем премии за продажу полисов ОСАГО которых почти или полностью совпадает с общим объемом премии.

Введению обязательных продаж е-полиса предшествовал переходный период: во второй половине 2016 г. компании могли предоставлять услугу в добровольном порядке. Для реализации электронных продаж регулятор, участники рынка и Российский союз автостраховщиков (РСА) проделали техническую работу, направленную на создание единой информационной среды. В созданной автоматизированной информационной системе, оператором которой является РСА, хранятся данные обо всех владельцах полисов ОСАГО. Вступившие в силу с 1 января 2017 года Указания Банка России, регулирующие порядок заключения договоров ОСАГО в форме электронного документа, предъявляют жесткие требования по обеспечению бесперебойности работы этого сервиса на сайтах страховщиков: сервис должен быть доступен в течение 23,5 часов в сутки, заключение договора после направления заявки не должно занимать более 30 минут.

Вместе с тем, участники рынка отмечают, что оформлению электронных полисов может помешать неготовность самих автовладельцев. Опыт страховых компаний показывает, что в процессе оформления электронного полиса возникают ошибки, связанные с расхождением предоставляемой страхователем информации о себе и автомобиле, с данными, хранящимися в автоматизированной информационной системе РСА. «Кроме того, система не позволит заключить договор е-ОСАГО, если не получен ответ от внешних баз данных – в частности, не удается получить информацию о прохождении ТО, наличии диагностической карты, отсутствуют данные о коэффициенте «бонус-малус» всех допущенных к управлению водителей», — прокомментировала нововведение директор Филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Пермском крае Вера Ранчинская. Все это может затруднить приобретение полиса. Если сервис по каким-то причинам не работает, Банк России советует страхователям делать скрин-шот экрана компьютера или мобильного устройства и обращаться с жалобой через интернет-приемную регулятора.

Страховщики предполагают, что одним из возможных последствий введения электронного полиса ОСАГО станет вспышка появления сайтов по продаже поддельных полисов. Банк России подчеркивает, что приобретение электронного полиса иначе, как на сайте страховой компании, имеющей соответствующую лицензию (например, через агента или в социальных сетях), незаконна. Чтобы не ошибиться, страхователям проще всего выбрать поставщика услуги через сайт РСА. Как рассказывают страховщики, факты продажи несуществующих полисов ОСАГО в интернете были зафиксированы уже в декабре 2016 года.

Помимо этого есть риск распечатки несуществующего полиса ОСАГО самим автовладельцем. Как отмечают в отделении пропаганды ГИБДД Пермского края, сотрудники дорожной службы смогут проверить электронные полисы: полицейские с помощью имеющейся базы имеют возможность в любой момент проверить наличие и подлинность электронного полиса ОСАГО у водителя. Сам же электронный документ защищен электронной подписью.

Помимо этого некоторые собеседники РБК Пермь выразили опасения, что после введения системы электронной покупки полисов ОСАГО денежное вознаграждение страховых агентов, а, следовательно, и их заработок, значительно сократится. В СМИ появилась информация, что от 10 до 15% продаж может уйти в интернет. Речь идет о так называемом «цифровом неравенстве»: состоятельные автовладельцы, которые больше передвигаются на автомобиле, следовательно, чаще обращаются за страховыми выплатами, могут уйти «в сеть».

«Пермьэнергосбыт» приводит данные, в соответствии с которыми с помощью сайта платежи вносят порядка 10% клиентов. К 2018 году поставлена задача довести уровень оплаты через «Личный кабинет» на сайте до 25%. Прогресс в этом вопросе есть уже сейчас – доля плательщиков через удаленный доступ в 2016 году выросла в два раза.

Собеседник РБК Пермь, работающий в сфере страхования, не разделяет эту точку зрения. «В целом по России эта цифра может быть такой, поскольку есть проблемные регионы, например, Краснодарский край или Волгоградская область, где процветает интернет-мошенничество по регистрации страховых полисов», — отмечает эксперт. Для Пермского края адекватной цифрой, по мнению эксперта, является 1-2%.

С 1 января 2017 года все страховые компании России, имеющие лицензию на продажу полисов ОСАГО, обязаны предоставлять возможность приобретения его в виде электронного документа на своих сайтах. По замыслу авторов нововведения это должно поднять качество услуги на более высокий, современный уровень, а также защитить автовладельцев от недобросовестных действий со стороны страховщиков – таких, как навязывание дополнительных услуг и необоснованный отказ в заключении договора. До недавнего времени для целого ряда субъектов РФ данная проблема весьма актуальной – в убыточных для СК по ОСАГО регионах приобрести полис было затруднительно.

Важно, что с введение обязательных продаж электронных полисов, этой услугой могут воспользоваться автовладельцы, впервые заключающие договор «атогражданки», и страхователи новых автомобилей.

Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
ФНС взыщет ущерб за налоговые преступления бизнеса с физлиц. В чем суть
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни