Пермский край, 20 окт 2017, 16:37

Бизнес на парах: как в Перми зарабатывают на электронном курении

Рынку угрожают большая конкуренция и федеральная антитабачная кампания.
Читать в полной версии
Фото: РБК Пермь

Министерство здравоохранения РФ разместило на своем сайте проект «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2018–2022 годы и дальнейшую перспективу». Как сообщает РБК, документ ведомство передало на утверждение в правительство России. Как следует из антитабачной концепции ведомства, Минздрав запретит вейпы и кальяны в кафе, ограничит курение в коммунальных квартирах и в личных автомобилях. Также ведомство планирует повысить акцизы на сигареты и на «электронные системы доставки никотина» (вейпы и электронные сигареты).

Как заявил РБК Пермь член координационного совета по борьбе против табака при Министерстве здравоохранения РФ​ Виктор Зыков, оборот вейпов, как и обычных сигарет, должен регулироваться.

«Всемирной организацией здравоохранения уже доказано вредное воздействие вейпов, электронных сигарет и кальянов. У вейпов жидкость при нагревании выделяет вещества-канцерогены. По сравнению с классическими сигаретами вредных показателей меньше. Но еще много вопросов к ароматизаторам, которые используются в жидкостях. Не стоит отменять возникновение аллергических реакций. Самое главное — это никотиновая зависимость, а если вейп без никотина, то поведенческая привычка. Продукт требует регулирования», — уверен эксперт.

По данным 2Gis, сейчас в Перми работает несколько десятков кальянных, столько же вейп-кафе и магазинов по продаже электронных сигарет. Кроме того, примерно в трети ресторанов и кафе Перми предлагается кальянные меню.

Новый запрет может нанести очередной серьезный удар по и так падающему рынку электронных сигарет, считают участники рынка. Воспарили над пропастью

Прибыль на пермском рынке вейп-шопов делят уже несколько десятков мелких игроков. По-настоящему серьезно этот рынок вырос за последний год, а первые небольшие магазины никотиносодержащих жидкостей и устройств для их потребления появились пару лет назад, отметил в беседе с РБК Пермь соучредитель вейпбара «Отто фон Клауд» Роман Быков. Предприниматель увлекся вейпингом в 2015 году, увидев в нем альтернативу продажам стандартных табачных изделий.

«До этого электронные сигареты существовали, но устройства были низкого качества. Идея бизнеса появилась в апреле 2016 года, а уже 1 июля мы вместе с другом зарегистрировали ИП.  На тот момент в Перми существовало два-три специализированных вейп-шопа. Но одновременно с нами, буквально в считанные дни, открылось еще около четырех-пяти заведений.  А с середины по конец 2016 года был бум вейп-шопов. Открывались буквально каждую неделю», — пояснил Роман Быков.

Доходный пар

Первоначальные инвестиции в бизнес, по словам Быкова, составили около одного миллиона рублей — собственные сбережения. Они были потрачены на разработку бренда, ремонт помещения, а также на пополнение ассортимента девайсов и составляющих. «Срок окупаемости прогнозировали около года, но рынок внес свои изменения», — отметил предприниматель

«Заведение у нас одно. Мы изначально открывались как вейпбар — место, где можно не только купить девайс и жидкость, но и посидеть с друзьями, пообщаться, перекусить, выпить вкусный кофе или крафт. Основной продукт продажи в вейп-шопах — это жидкости для электронных сигарет и в меньшей степени сами устройства. Также всегда продаются расходные материалы и компоненты для изготовления своих жидкостей — «самозамесов», — говорит Быков. 

ГОСТов или других утвержденных стандартов качества в этой области в России нет. По словам экспертов РБК Пермь, каждый продавец разрабатывает свои стандарты и сам отвечает за качество и безопасность продукции, а производитель — добровольно сертифицирует товар.

Разовая продажа в бизнесе составляет от 1,5 до 4 тысяч рублей и более. В среднем выручка магазина в месяц в Перми составляет от 250 тысяч до 400 тысяч рублей, в зависимости от места нахождения и проходимости, и от 1,5 млн до 3 млн рублей в столичных регионах.​

Отправили в парную

Предложение на рынке непрерывно растет и значительно превышает спрос: выручка у многих игроков стала падать с начала 2016 года. 

«Связано это с высокой конкуренцией, изменением законодательства — приравнивание вейпинга к табаку, акцизы, дискредитация на телевидении перед обществом, общий экономический спад», — рассуждает Роман Быков.

Другие участники рынка с этим согласны — в ближайший год крупные игроки окончательно вытеснят мелких. По мнению руководителя магазинов «Вейпер» в Перми Виталия Крамера, рынок уже сформировался, а ажиотажа продаж также не планируется. Как пояснили участники рынка, чтобы держать вейпинг на подъеме, приходится продвигать его разными способами: от конкурсов до концертов и мероприятий.

Напомним, в России о необходимости как минимум регулировать рынок электронных сигарет заговорили в 2016 году. В Госдуме находится рассмотрение законопроекта, который фактически приравнивает вейпы к табаку: он запрещает «парение» в общественных местах и на транспорте, продажу устройств и жидкостей для них несовершеннолетним, а также их рекламу. Дополнительные налоги на участников рынка уже введены: с 1 января 2017 года взимаются акцизы — 40 рублей с каждой электронной сигареты и 10 рублей с каждого миллилитра жидкости, содержащей никотин. 

Игроки нашли решения проблемы и стали сотрудничать с крупными ритейлерами. Как сообщает РБК, в 2017 году в тестовом режиме продается жидкость для вейпов в сети «Перекресток».

Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад