Пермский край, 15 мая 2018, 11:22

Власти Перми вернулись к идее отдать трамваи в частные руки

Читать в полной версии
Фото: Архив РБК Пермь

Начальник департамента дорог и транспорта Перми (ДДиТ) Роман Залесинский на совещании у губернатора Прикамья Максима Решетникова представил проект по реализации государственно-частного партнерства (ГЧП) на основе трамвайных активов МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ). На совещании присутствовал также первый зампред правительства Михаил Сюткин. В минстрое Пермского края подтвердили факт проведения совещания, но оперативных комментариев пока не представили, сообщает КомерсантЪ-Прикамье. По данным издания, предложение инвестора не устроило региональные власти.

Трамвайные планы

В соответствии с представленными материалами, предполагается строительство новой трамвайной инфраструктуры или реконструкция существующей. При этом ПГЭТ должен быть упразднен. Концессионер, со своей стороны, готов взять на себя ответственность за разработку проектной документации строительства новой трамвайной сети и реконструкции существующей и привлечь финансирование для реализации проекта. Согласно документам, разработкой концессионного предложения занималось ОАО «Центральная ППК», близка к ООО «Трансстройм», через которую АО «Трансмашхолдинг» претендует в Перми на проект создания транспортно-пересадочного узла Пермь-2.

В ДДиТ подтвердили информацию о том, что представленный разработчиками проект действительно рассматривается, но пока вызывает вопросы. Департамент приступил к его изучению, с учетом опыта других городов. Так, например, в Санкт-Петербурге была открыта одна трамвайная линия, построенная в рамках концессионного соглашения, при этом основную часть перевозок в городе осуществляет СПб ГУП «​Горэлектротранс».  

Первый вице-премьер краевого правительства, министр строительства Михаил Сюткин сообщил, что не проводил никаких совещаний по проекту реализации государственно-частного партнерства (ГЧП) на основе трамвайных активов МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ). По данным минстроя, обсуждения проекта идут в администрации Перми.

Сравнили с «Чижиком»

Директор института транспортного планирования ООО «Российская академия транспорта» Михаил Якимов пояснил РБК Пермь, концессионное соглашение в электротранспорте в 2016 году реализовано на одном трамвайном маршруте в Санкт-Петербурге. Администрация города заключила соглашение с «Транспортной концессионной компанией» (ТКК) о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе протяженностью 14 км. Стоимость работ, включая закупку подвижного состава и эксплуатацию в течение 30 лет, составит 33,7 млрд рублей. Сейчас в рамках соглашения в Санкт-Петербурге курсирует частный трамвайный маршрут «Чижик».

По данным Якимова, ТКК также близка к  АО «Трансмашхолдинг». производящему новые трамваи. Эксперт говорит, что кроме Перми компания ведет переговоры о концессионном соглашении в отношении электротранспорта Нижнего Новгорода.

«Перми не стоит торопиться с концессионированием горэлектротранспорта, это может сказаться на экономике одной из самых стабильных в России обслуживающих транспорт компаний — ПГЭТ, а в последствии — на увеличении стоимости поездки», — отмечает Якимов.

Неделимая выручка

Власти Перми ранее уже презентовали проект концессии горэлектротранспорта в 2008 году. Руководивший тогда департаментом дорог и транспорта администрации Перми Алексей Ковыев заявлял, что в планах ведомства есть намерение перевести часть деятельности МУУП «Горэлектротранс» (ГЭТ) на коммерческую основу. В мэрии обсуждали возможность передачи на аутсорсинг услуг, выполняемых ремонтными депо, а также работы по содержанию и реконструкции трамвайных путей. Велись рассчеты и по передаче подвижного состава в частные руки.

«Мы ушли от идеи, поскольку нормативные документы не позволяли четко определить как между частником и администрацией поделить расходную и доходную части, в том числе — от перевозки пассажиров», — напомнил РБК Пермь Ковыев.

Власти Перми более десяти лет делают попытки вывода горэлектротранспорта из состояния убыточности. Согласно отчету Контрольно-счетной палаты Перми, за 9 месяцев 2017 года МУП «Пермгорэлектротранс» продемонстрировал положительную динамику финансовой деятельности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как считают аудиторы, этого удалось достичь за счет снижения расходов и увеличения субсидий из бюджета Перми. Так, к октябрю 2017 года объем субсидий составил 612 млн рублей. В 2018 году предприятию назначена субсидия порядка 300 млн рублей.

В МУП «Пермгорэлектротранс» входят два трамвайных и одно троллейбусное депо. Протяженность трамвайных путей в Перми — 110 км, подвижной состав трамваев составляет около 150 единиц, в Перми действует девять трамвайных маршрутов. Ежедневно трамваями пользуется около 80 тысяч пассажиров. Предприятие занимает примерно 17% рынка пассажирских перевозок Перми. 

Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Социальная смерть. В Гарварде назвали главную причину несчастья на работе
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить