Пермский край, 21 ноя 2018, 14:28

Пермский IT-бизнес: в России очень трудно поднять деньги

Читать в полной версии
Фото: РБК Пермь

Порядка 65% быстрорастущих технологических российских компаний располагаются в регионах, сообщил в рамках межрегионального экспортного форума заместитель генерального директора АО «Российская венчурная компания» (РВК) Михаил Антонов.

«Есть примеры, в том числе и в Перми, прорывных компаний, которые добились серьезных успехов на мировых рынках. Мы в РВК ежегодно подводим рейтинг быстро растущих технологических компаний. В нем участвуют средние компании, которые строят свой бизнес вокруг определенной технологии и растут со средним темпом 30% в год. Мы обнаружили, что 65% таких компаний находятся в регионах  (то есть, не в Москве, Санкт-Петербурге и окружающих их областях). Это очень высокая доля, и раньше мы были немного другого мнения о концентрации этих компаний», — заявляет эксперт. 

Тяжелые деньги

В то же время, представители пермских инновационных предприятий отмечают, что в России «очень трудно поднять деньги», и смена юридического адреса решила бы проблемы с привлечением финансирования многих компаний. 

Председатель совета директоров  Promobot Алексей Южаков заявил в рамках межрегионального форума: «Деньги в России поднять невероятно сложно. Здесь просто большая яма с точки зрения того, как оценивают стартапы в России, и того, какие циклы существуют по привлечению денег. Строить «глобальных чемпионов» здесь, при тех условиях и привычках, которые есть у венчуров в России, невозможно». Эксперт отмечает, что зачастую в прорывных российских проектах деньги привлечены не в России и интеллектуальная собственность находится уже не в руках россиян. 

«Нам инвесторы говорят: оставляйте людей, инженеров. Только IP сюда переместите. Я должен на своем гироскутере до вас доехать за 5 минут, Если  выберете такую локацию, я вас проинвестирую», — рассказывает основатель компании, отмечая, что в России им не удается найти деньги на тех условиях, которые готовы предложить в Европе и США.

«Компании, у которых выручка в два раза меньше чем у нас, оцениваются в семь раз выше чем мы. Все, что нужно — открыть за границей юрлицо.  Мы тоже за то, чтобы в России зарождались глобальные чемпионы. Но, наверное, надо что-то менять. Когда  ваш бизнес оценивают банкиры по принципу «давайте посмотрим, какие залоги», — это другой подход совершенно» — заявляет Южаков. 

Представитель IT-бизнеса отметил также, что зачастую меры поддержки компаний на федеральном уровне оказываются усеченными — компаниям не в той мере, как хотелось бы, компенсируется участие в выставках — предлагается лишь участие в общих стендах, логистика тоже компенсируется выборочно: «РЖД компенсируем, а самолет — нет». 

Просто смените адрес

Кандидат медицинских наук Василий Звездин признается: «С фондами у нас не сразу получилось работать, поэтому мы растем за счет частных инвестиций Это позволяет долго находиться в тени».

По словам Звездина, пермской косметической компании нереально соперничать в маркетинге с компаниями уровня «NIVEA», вкладывающей только в рекламу крема на российском телевидении 2 млрд рублей. 

Эксперт полагает, что российские технологические компании должны на каждом этапе доказывать свою патентную компетентность. «Соглашусь, что если бы наша компания располагалась  не в России, а в Финляндии, мы бы стоили  бы в 10 раз дороже просто потому что просто пересекли границу. И это специфика не наша, это специфика инвесторов», — заявляет эксперт.  

21-22 ноября в Перми при партнерской поддержке АО «ОХК «УРАЛХИМ» проходит Межрегиональный экспортный форум. Российские и международные эксперты в области бизнеса и внешней торговли в рамках форума обсудят механизмы поддержки экспорта, развитие региональных брендов, будущее глобального бизнеса. В форуме в том числе примут участие генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев, директор Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), проректор РАНХиГС Иван Федотов.

Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов