Пермский край, 24 янв 2019, 11:37

Бизнесу предложат за рубль арендовать прикамские исторические памятники

Читать в полной версии
(Фото: Архив РБК Пермь)

Сегодня депутаты законодательного собрания Прикамья приняли в первом чтении проект поправок в закон Пермского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края». Проект должен пройти еще два чтения, 24 января создана рабочая группа для проработки поправок. Изменения в закон внесены для рассмотрения заксобранием губернатором Пермского края.

Членам профсоюза — по 10 копеек

Памятники истории и архитектуры, ветхие и неиспользуемые, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, согласно законопроекту, могут разрешить продавать и сдавать в аренду сроком до 49 лет. В заключении к поправкам говорится, что дополнительных затрат бюджет не понесет. Изменения приводят региональный закон в соответствие с федеральным. 

На ноябрь 2018 года в краевой собственности было 23 неиспользуемых ветхих объекта культурного наследия. 

При проведении аукциона начальный размер арендной платы предполагается устанавливать в размере 1 рубль в год за объект (так, как это сейчас происходит с объектами, находящимися в федеральной собственности). В финансово-экономическом обосновании сказано, что на ноябрь 2018 года в краевой собственности было 23 неиспользуемых объекта культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Перечень объектов в пакете документов к поправкам отсутствует, в открытом доступе его нет.

В заключении КСП Пермского края говорится, что в новой редакции закона необходимо уточнить существенные требования к арендатору, в части его обязательств  по приведению в конкретные сроки работ по сохранению памятников. Кроме того, аудиторы говорят о необходимости уточнить нормативы по согласованию при размещении на памятниках вывесок, теле- и радиомачт, осветительных приборов при проведении восстановительных работ.

Такие дополнения в местные законы позитивны, они расширяют возможности, способы и механизмы сохранения наследия, полагают эксперты РБК Пермь. «С одной стороны, государство снимает с себя обязанность содержания и восстановления исторических памятников, но с другой — позволяет разным интересантам получить по очень низкой цене объект недвижимости, в значительном числе случаев — в центральной части населенных пунктов. Но памятники, находящиеся в отдалении таким способом вряд ли удастся сохранить», — отмечает руководитель региональной организации ВОО ВООПИК Елена Гонцова.

Утром — деньги, вечером — стулья

Эксперты утверждают, что в Прикамье значительно больше заброшенных исторических памятников, чем 23. По их данным, упоминающиеся в законопроекте объекты сейчас стоят на учете, их число может вырасти. По информации РБК Пермь, в перечень уже сейчас входят дом Е.С. Грацинского на улице 25 Октября, горевший несколько лет назад Дом уездного Земства на углу улиц Пермской и Сибирской, а также значительное число памятников в северных территориях Пермского края.

Пермский бизнес не так оптимистичен в отношении законопроекта. В столицах процесс привлечения частных инвесторов к сохранению наследия обоснован высокими ценами на аренду и продажу новых зданий, а также отсутствием в историческом центре земли под застройку, считают предприниматели. Пермским компаниям сейчас арендовать или покупать полуразрушенные памятники не выгодно, полагают представители бизнеса.

«Это, во-первых, дорого как в самом процессе реконструкции, так и содержании, и не интересно — восстанавливать в первоначальном виде, в том числе и деревянные здания под магазины и офисы. Во-вторых, само обладание историческим зданием серьезно зарегулировано и не привлекательно», — отмечает заместитель председателя регионального отделения ОПОРЫ России Андрей Крупин. 

Эксперт напоминает длительную историю согласований и экспертиз для реконструкции здания «Пивоваренного завода Ижевского товарищества», приобретенного с торгов компанией «Пермглавснаб». «Не уверен, что эта история завершится реальной реставрацией», — полагает Крупин.

Как ранее писал РБК Пермь, в апреле 2019 года кунгурский Гостиный двор  должен быть выставлен на торги в форме открытого аукциона. Собственнику вменят в обязанности проведение реконструкции здания в соответствии с существующим проектом. Сейчас здание находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта. В 2017 году объект был передан из федеральной собственности в региональную, после чего началась работа по его обследованию и разработке проектной документации.

Процесс для привлечения бизнеса к сохранению исторического наследия сейчас идет во многих регионах. Так, власти Краснодара рассматривают возможность реставрации памятников архитектуры за счет арендаторов, которым также предложат символическую плату. Администрация Санкт-Петербурга в октябре 2018 года разместила на своем сайте для общественного обсуждения законопроект «О реставрации, капитальном ремонте и приспособлении для современного использования жилищного фонда исторического центра Санкт-Петербурга».

В Федеральном законе №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» прописано, что ветхие объекты, находящиеся в федеральной собственности, можно передавать физическим и юридическим лицам в аренду на срок до 49 лет с установлением льготной арендной платы. В свою очередь, арендатор в течение семи лет с момента передачи памятника должен провести работы по его сохранению. Если он не выполнит это условие, договор будет расторгнут, а объект возвращен в федеральную собственность.

Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах