Пермский край, 13 фев 2019, 14:39

Государственный долг Прикамья увеличился на 3,3% при профиците бюджета

Читать в полной версии

Рейтинговое агентство Expert проанализировано долги российских регионов в 2018 году. По данным аналитиков, госдолг субъектов РФ снижается второй год подряд. По состоянию на 1 января 2019 года он составил 2,206 трлн рублей, что на 4,7% (109,1 млрд рублей) меньше объема долга на 1 января 2018 года. Прямой долг субъектов федерации уменьшился на 4,4% (99,1 млрд руб). В то же время, отдельные регионы нарастили долг перед государством. В десятке лидеров по увеличению прямого госдолга оказался и Пермский край. В Прикамье госдолг вырос за год на 3,3%. 

Долг при профиците

Пермский край оказался восьмым в списке субъектов РФ — лидеров по темпам увеличения прямого долга по итогам 2018 года. Прирост прямого долга в 2018 году в Прикамье составил 3,3%, в абсолютном выражении — 0,6 млрд рублей. Профицит бюджета в 2018 году составил 31,7 млн рублей.

В тот же список регионов-лидеров по темпам увеличения прямого долга попали Московская область (прирост прямого долга в 32,4%), Хабаровский край (+19,3%), Республика Мордовия (+13,1 %), Магаданская область (+7,1%), Республика Бурятия (+6,1%), Красноярский край (+4,5%), Тамбовская область (+4,1%), Республика Калмыкий 2,8%, Ярославская область 2,8%.

«Рост долга был управляемым процессом». 

Как отмечают авторы исследования, у большинства регионов, нарастивших объемы госдолга, дефицит бюджета по итогам 2018 года был достаточно небольшой  — в пределах 1% — 1,5% ННД (налоговых и неналоговых доходов) субъекта РФ. Эксперты приходят к выводу, что «рост долга в большинстве случаев был вполне управляемым процессом».

Отдельное внимание уделено в рейтинге Пермскому краю. «У Пермского края бюджет был исполнен с небольшим профицитом, поэтому рост долга краевого бюджета — временное явление, обусловленное управлением ликвидностью в период январских каникул: в предыдущие годы, в течение января — февраля Пермский край, как правило, полностью погашал рыночный долг, который был привлечен в конце декабря», — поясняют специалисты агентства Expert.

Прирост госдолга в Пермском крае соответствует 0,76% доходов бюджета региона.

Как сообщал ранее РБК Пермь, налоговые и неналоговые доходы бюджета в Пермском крае составили 78,48 млрд рублей. Таким образом, прирост госдолга в 2018 году в Пермском крае (600 млн рублей), соответствует 0,76% от доходов бюджета региона. 

Эксперты РБК Пермь отмечают, что динамика роста госдолга субъекта федерации— второстепенный показатель экономической устойчивости региона, гораздо важнее показатель соотношения размера займа из федерального бюджета и размера доходной части бюджета региона. «Сейчас мы рассматриваем поправки в бюджет Пермского края на ближайшие три года. Согласно данным минфина, объем заемных ресурсов не превышает показатель в 20% доходов Прикамья. Законодатель в Бюджетном Кодексе позволяет иметь госдолг до 100% доходов субъекта», — поясняет председатель комитета по бюджету законодательного собрания Пермского края Елена Зырянова.

О ситуации с ростом долга в Московской области специалисты рейтингового агентства сообщают, что по сравнению с масштабами бюджета Московской области прирост долга незначителен, к тому же, бюджет региона был исполнен с умеренным дефицитом на уровне 4,1%. «Существенная часть долга направлена на финансирование расходов капитального характера, а не на финансирование текущих расходов. Также отметим, что Московская область достаточно эффективно управляет свободными остатками денежных средств, что позволяет бюджету области получать дополнительный доход и частично компенсировать расходы на обслуживание долга», —​ отмечают аналитики. 

В то же время, в республике Мордовии и Хабаровском крае рост долга был связан с существенным дефицитом бюджета. В Хабаровском крае дефицит бюджета по итогам 2018 года составил 13,1%, в Мордовии дефицит по итогам 11 месяцев составил 29,8%.

Успеть до 2020

По данным агентства Expert, 2018 год — первый год действия программы реструктуризации бюджетных кредитов, поэтому новые средне и долгосрочные кредиты не выдавались (нет регионов, у которых был бы чистый прирост долга по бюджетным кредитам). Регионы, участвующие в реструктуризации (а таких – большинство) должны были в 2018 году выплатить только 5% объема долга по бюджетным кредитам, сформированного на начало 2018 года. Аналогичный, «мягкий» график погашения бюджетных кредитов запланирован и в 2019 году.

2019 год для многих регионов станет определяющим, считают аналитики. По условиям программы реструктуризации, если у регионального бюджета в 2018 и 2019 налоговые и неналоговые доходы (ННД) росли выше темпов инфляции, то регион будет премирован переходом на «длинную реструктуризацию» — вместо текущих 7 лет срок погашения бюджетных кредитов составит уже 12 лет.

По условиям семилетней реструктуризации в 2020 году подлежит погашению 10% долга по бюджетным кредитам, а в 2021-2024 годы — по 20%. Поэтому, если отдельные регионы не смогут по итогам 2019 года уйти на «длинную реструктуризацию», то с 2021 года у них остро станет вопрос о необходимости погашения или замещения существенных объемов бюджетных кредитов. В случае, если у региональных бюджетов не будет достаточных профицитов, то бюджетные кредиты придется замещать рыночным долгом, а это неминуемо повлечет рост расходов на его обслуживание, отмечают аналитики агентства Expert.

Как ранее сообщал РБК Пермь, ​по состоянию на 1 января 2019 года доходы регионального бюджета составили 127,55 млрд рублей, что составило 101,9% по отношению к скорректированному плану на 2018 год и 109,4% к 2017 году. Расходы на национальную оборону (мобилизационную и вневойсковую подготовку) достигли 48,016 млн рублей, что составляет 99,9% к плану на этот период и 60,1% к 2017 году. Расходы на образование составили 37,23 млрд рублей (99,3% к плану и 118,1% к 2017 году). Расходы на социальную политику достигли 35,2 млрд (99% к скорректированному плану и 98% к 2017 году), на здравоохранение 11,4 млрд (95,6% к плану и 109,6% к 2017 году).

Налоговые и неналоговые доходы бюджета составили 78,48 млрд рублей (103% по отношению к скорректированному плану на 2018 год и 113,3% к фактическим доходам 2017 года). В том числе, доходы по подакцизным товарам достигли 8,2 млрд рублей, поступления от налога на имущество — 13,7 млрд рублей, налог на совокупный доход 6,3 млрд рублей (104,5% к плану на этот период и 120,4% к 2017 году). При запланированном дефиците в 4,09 млрд рублей удалось закончить год с профицитом бюджета в 31,6 млн рублей.

Запланированные расходы бюджета Пермского края на 2019 год составят 132,1 млрд рублей, ​расходы — 136 млрд рублей. На текущий год также запланирован дефицит в размере 4,7 млрд рублей.

Pro
Все клиенты Чета Холмса в течение года удваивали продажи. Что он придумал
Pro
Экономия до 50 тыс. на сотрудника: как московскому проекту выйти в регион
Pro
Налог на прибыль для компаний вырастет до 25%. Как вернуть часть денег
Pro
Семь инструментов, чтобы нанимать идеальных сотрудников
Pro
Лучший работник, худший начальник: кого не стоит повышать
Pro
Продавцы пустоты. Зачем российские компании публикуют фейковые вакансии
Pro
Тест на опьянение: как проверить работника, не нарушив его права
Pro
Тренд на игнор: почему зумеры больше не доверяют соцсетям