Бюджет Чусовского моста может потерять ₽1,6 млрд от невозврата НДС
Мост через Чусовую в Пермском крае оказался в первой тройке федеральных проектов, которые больше всего пострадают из-за невозврата НДС. Доля возможных потерь, связанных с изменением налогового законодательства, по этому проекту равняется 11,9% от стоимости проекта (порядка 1,6 млрд рублей). Эта сумма выше инвестиций в проект из бюджета Пермского края (1,4 млрд рублей). Данные опубликованы в аналитическом обзоре, подготовленном для Российского инвестиционного форума в Сочи.
Последствия новаций
«В 2018 году рынок был вынужден разбираться с последствиями законодательных изменений, которые, хоть и не специально, но усложнили реализацию проектов. Автором выступило государство, а пострадавшими едва не стали те концессии, в которых более всего было заинтересовано оно само. Раньше получатели денег, которые выделяли региональные бюджеты, могли возместить НДС. В 2017 году эта возможность была постепенно отменена — сначала с июля 2017‑го для региональных бюджетных субсидий, а с января 2018‑го — для бюджетных инвестиций», — говорится в аналитическом обзоре РИФ. По данным аналитиков, «больше других пострадали кэптивные транспортные проекты в регионах с высоким капитальным грантом», поскольку при их запуске предполагалось, что НДС вернется в проект. «По нашим расчетам, лидер по доле возможных потерь — обход Хабаровска (12,2% от стоимости проекта), за ним следуют мост через Чусовую в Перми (11,9%) и строительство Восточного выезда из Уфы (11%). По объему возможных потерь впереди также обход Хабаровска (4,6 млрд рублей», — сообщают авторы исследования. Больше вопросов, чем ответов
В минтранс Пермского края РБК Пермь направлен официальный запрос о том, изменится ли подход к финансированию проекта в связи с новыми условиями по возврату НДС, и значит ли это, что придется урезать затраты на проект. Также в запросе уточняется, за чей счет будет закрыты «выпадающие» из-за невозврата НДС 11,9% бюджета проекта.
Эксперты РБК Пермь в транспортной сфере отмечают, что в случае полного отказа от возврата НДС концессиям возможны варианта выхода из ситуации: либо поиск дополнительных источников финансирования, либо экономия, возможно, использование других материалов. От официальных комментариев участники концессионного проекта воздерживаются.
«С другой стороны, — рассуждает один из собеседников РБК Пермь, — возврат НДС происходит уже после того, как проект завершен и после того, как проведены многочисленные проверки о проведенных затратах и имеется полный пакет документации о завершении проекта, который будет направлен в налоговую. Таким образом, возврат НДС по проекту, возможно, предполагалось потратить совсем на другие цели, даже на другие проекты», — предполагает эксперт.
«У нас возврат НДС происходит по затратам на топливо. За 2018 год возврат составил порядка 11 млн рублей. Ощутимая сумма. Но если бы возврат НДС отменили, мы бы использовали дизельное топливо, которое качественнее, но не попадает в список продукции, по которой нам возвращают НДС. Деньги, полученные от возврата НДС, могут быть потрачены на самые разные статьи, не обязательно на топливо», — отмечает представитель одного из бюджетных предприятий транспортной сферы в Пермском крае.
Начальник пермского филиала ЗАО «Уралмостострой» Юрий Истягин отмечает: «Мы являемся только подрядчиками в строительстве моста. И для нас многое остается непонятным. Государственно-частное партнерство — это новый механизм, в котором у нас больше вопросов, чем ответов. По поводу возможного изменения размеров финансирования затрудняюсь ответить. По крайней мере, нас никто не предупреждал о том, что строительство будет происходить за меньшие деньги, чем изначально предполагалось».
Сами авторы исследования для РИФ оценивают суммарный объем потерь от невозврата НДС по заключенным в 2016‑2017 годах проектам в РФ в 16‑19 млрд рублей. Прогноз делался для крупного сегмента рынка (концессии дороже 1 млрд рублей), отмечают аналитики.
Выход — в изменении законодательства
Отчасти, сами исследователи отвечают на вопрос, каким же будет выход из этой ситуации. Это законодательные изменения на федеральном уровне. «Вопрос настолько обеспокоил рынок, что для того, чтобы вывести концессии из‑под действия таких поправок, независимо друг от друга появились два законопроекта. Один предполагал возврат возмещения НДС даже в более широком варианте — не только для всех региональных концессий, но и федеральных. Второй, инициированный Госсобранием Башкирии, был рассчитан только на автодорожные концессии, заключенные до 1 января 2018 года, а действие правок для них приостанавливалось до 31 декабря 2022 года. За четыре года пострадавшие концессии успели бы пройти стадию строительства, а новые проекты создавались бы уже с учетом новых правил игры. В итоге реализован был второй вариант. Мы полагаем, что подобные последствия правок законодательства, вероятно, будут возникать и в ближайшие годы, в том числе со стороны инициаторов, не имеющих дела с концессиями», — рассуждают аналитики.
Принятый по инициативе Госсобрания Башкирии федеральный законопроект касается концессий в автодорожной сфере. История с этим проектом очень показательна: очевидно, что в данном случае дополнительные затраты в случае невозврата НДС лягут на концедента.
В случае с Чусовским мостом концедентом является Пермская концессионная компания, зарегистрированная в 2016 году. 100% уставного капитала ПКК в размере 1,5% млн рублей принадлежит ООО «Актив» (Великий Новгород). Учредителями ООО «Актив» являются Александр Злотников, Александр Смирнов, Алексей Журбин, Алексей Суровцев. Ранее 49% доли принадлежало дочерней компании банка ВТБ (ООО «Инфраструктурные инвестиции Холдинг»). Сейчас это юрлицо в числе учредителей ПКК не значится.
С октября по ноябрь 2018 года в ПКК состоялась внеплановая выездная проверка Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, связанная со строительством мостового перехода через реку Чусовая. Целью ревизии была проверка выполненных работ в соответствии с планом на основании договора с застройщиком. В ходе проверки выявлено одно нарушение.
Как сообщает ресурс investinfra.ru, в октябре 2018 года Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о вычетах по НДС для концессий в автодорожной сфере. Законопроект предусматривает возврат концессионерам в сфере строительства автомобильных дорог право на вычет сумм НДС по приобретенным товарам.
В соответствии с документом, внесение изменения обусловлено рядом обстоятельств: в Республике Башкортостан началась реализация масштабного инвестиционного проекта «Создание нового выезда из города Уфы на автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-5 «Урал» (Восточный выезд) на условиях концессии. Проект предусматривает строительство автодорожного тоннеля, моста через реку Уфу и автомобильной дороги общей протяженностью около 18 км в рамках концессионного соглашения, которое было заключено 1 июня 2017 года. Общий объем финансирования строительства составляет 34 млрд рублей в течение 2018–2021 годов. Финансовая модель проекта предусматривает выплату капитального гранта (24,5 млрд рублей) из бюджета Республики Башкортостан концессионеру в виде бюджетных инвестиций. Данная форма финансирования позволяла концессионеру предъявлять к вычету входящий НДС на сумму товаров, работ и услуг, оплаченных в том числе за счет средств капитального гранта, согласно редакции Налогового кодекса Российской Федерации, которая действовала на момент подписания концессионного соглашения.
В башкирском варианте сумма возмещаемого НДС учитывалась как один из источников финансирования проекта. Вместе с тем, Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ введен прямой запрет на вычет НДС, уплаченного покупателями на товары, работы, услуги, за счет субсидий и бюджетных инвестиций. «В связи с невозможностью возмещения НДС у концессионера образуется дефицит средств на финансирование затрат на реализацию проекта в размере 3,75 млрд рублей(...). В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 июля 2005 года в связи с этим плата концедента по концессионному соглашению из бюджета Республики Башкортостан вырастет на 3,75 млрд рублей», — сообщает ресурс агентства «Инвестинфра».
В случае с башкирским проектом законодательные изменения разрешили возврат НДС, поскольку это касается дорожного строительства. В случае с пермским мостом ситуация неясна, никто из экспертов не смог ответить — позволяет ли закон изменить схему финансирования.
В пресс-службу правительства Пермского края РБК Пермь был направлен запрос о том, возможно ли использование законопроекта по возврату НДС, пролоббированного властями Башкортостана в случае с Чусовским мостом. В региональном минтрансе пояснили, что вопрос по НДС по данному проекту был решен еще в 2018 году. В налоговый кодекс РФ были приняты изменения, которые делают исключения для концессий, начавших свою работу до 2018 года.
Строительство автомобильного моста через Чусовую — один из наиболее масштабных инфраструктурных проектов, планируемых к реализации в крае на принципах государственно-частного партнерства. Общая стоимость проекта строительства объекта составит порядка 14 млрд рублей, в том числе более 9,5 млрд рублей — из федерального бюджета, 1,4 млрд рублей будет направлено из региональной казны, 3,1 млрд рублей — средства концессионера. В мае ООО «Пермская концессионная компания» была подписана кредитная документация с ПАО «Российский национальный коммерческий банк».