Пермский край, 03 апр 2019, 14:18

Третья вода на киселе: кто приучил пермяков покупать воду для питья

Читать в полной версии
Фото: РБК Пермь

Пермское социологическое агентство «СВОИ» изучило местный рынок питьевой воды в феврале 2019 года. Большинство жителей Перми предпочитают использовать для приготовления пищи купленную в магазинах или специализированных местах воду. Так, около четверти участников социологического исследования приобретают ее в автоматах розлива питьевой воды (26,3%), либо бутилированную в магазине (24,7%), а также фильтруют дома с помощью фильтра-кувшина (23,6%) или многоступенчатого фильтра (23,4%).

Губит людей вода

По данным исследования, воду из-под крана для питья используют крайне редко: в 4,8% случаев. Это чаще всего пенсионеры и лица старше 60 лет. Социологи отмечают, что эта категория потребителей не может позволить себе дополнительные расходы на воду. Однако, по мнению экспертов РБК Пермь ценность «готовой» питьевой воды завышена, они предполагают, что данный рынок в первую очередь вырос на грамотном маркетинге, а не в реальной потребности людей в продукте.

В компании «НОВОГОР-Прикамье», обеспечивающей жителей Перми водопроводной водой, говорят, что вода из под крана при ее обязательной фильтрации и кипячении пригодна для питья и употребления в пищу. Однако, отмечают, в компании, на выходе с очистных сооружений вода имеет более высокое качество, чем после транспортировки по сетям, где есть возможность вторичного загрязнения. Вода в Перми доходит до квартир потребителей не только по трубопроводам, которые обслуживает «НОВОГОР-Прикамье», а и по ведомственным, внутридомовым сетям. В компании отмечают, что продажа готовой питьевой воды — это отдельный рынок, в который коммунальный оператор в данный момент не вмешивается.

Основатель PR-агентства PADRE Agency Петр Кравченко полагает, что бизнес на воде стал прибыльным, благодаря сразу нескольким трендам, растянутым во времени. Так, эксперт отмечает, что к воде, как к товару изначально приучила людей «мода на ЗОЖ». «Многочисленные глянцевые журналы убедили людей, что в день для здоровья человеку необходимо выпивать несколько литров чистой воды. После чего не только питьевая вода зашла на рынок как товар, но и различные гаджеты для нее — стаканы, спортивные бутылки, фильтры, держатели и сумки. Следующий тренд — ЭКО-мода — и стоимость воды стала вырастать от ее минерализации, нахождения источника, или даже при продаже дождевой воды», — говорит эксперт.

Воду в автомате предпочитают покупать пермяки, занимающиеся спортом в спортивных залах, жители среднего возраста, предприниматели. Пить воду в бутылках, продающуюся в магазине, предпочитает больше молодежь до 30 лет, учащиеся, указывается в исследовании. О том, что в доме стоит многоступенчатый фильтр, чаще заявляли мужчины, занятые предпринимательской деятельностью, респонденты в возрасте 46-60 лет. А более дешевый вариант фильтрации — с помощью фильтра-кувшина — предпочитают представители старшего поколения, пенсионеры, пермяки, не занимающиеся спортом.

Покупка привозной воды в киосках также довольно популярна среди пермяков (20,5%). Несколько чаще этот способ получения питьевой воды используют лица старше 60 лет и те, кто занимается спортом в спортивных клубах. Заказ доставки на дом используют 4,6% пермяков. Это чаще молодежь до 30 лет, домохозяйки и специалисты, служащие. Исследователи утверждают, что это один из самых дорогих способов потребления питьевой воды. 

Набирают воду в природных родниках 16,7% горожан, преимущественно старшего поколения, и наиболее распространен этот вариант в Кировском районе (48,8%).

Участники рынка полагают, что популярность у пермяков автоматов по продаже воды связана с тем, что этот способ продажи первым зашел на рынок. Предприниматели отмечают, что в Перми этот рынок высококонкурентен и практически заполнен. «Он начался с бочек с привозной водой, а теперь заметную долю на рынке занимает более ближний источник питьевой воды — приподъездные автоматы, которые выдают воду 1-й категории качества», — полагает директор пермского завода «Третий кран» Кирилл Овчинников. По его оценкам, сейчас в городе Перми установлено порядка 450 автоматов, продающих воду в тару потребителя.

Потому что без воды

Эксперты РБК Пермь оценивают рынок питьевой воды в 1,5 млрд рублей в год. Стоимость одного литра при разных способах ее производства отличается в разы. Так, по данным коммунального оператора водопроводной сети «НОВОГОР-Прикамье» тариф для потребителей составляет 33,3 рубля за кубометр воды, соответственно один литр стоит 0,03 копейки. Компания производит порядка 500 тысяч кубометров воды в сутки. 

Средняя стоимость одного литра воды с доставкой на дом или в офис у компаний-водовозов составляет порядка 10 рублей. Питьевая вода в розлив в уличных киосках стоит для потребителей порядка 4 рублей за литр, в общедомовых автоматах по продажи воды в тару потребителя, установленных в подъездах купить литр воды можно в среднем за 3 рубля. Средний суточный объем потребления питьевой воды в домохозяйствах и офисах участники рынка оценивают примерно в 1,5 тысячи кубометров.

Пермский рынок чистой воды для питья примерно поровну делят основные игроки — компании «Веселый водовоз», «Новолядовская», «Родник  Прикамья», «Белогорская»«Белогорская» и другие. Эти же производители могут выпускать бутилированную воду как собственные торговые марки торговых сетей, в том числе — федеральных. Предприниматели, продающую питьевую воду в Перми в 2018 году стали одними из активных участников судебных споров и диалогов с муниципальными властями, активно занявшимися упорядочением рынка нестационарной торговли. Так, ООО «АМТЕК», «Серебряное озеро» и «КАСКАД +» пытались оспорить решение Пермской городской думы о запрете размещения киосков на территории ТСЖ. 

Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше