УФАС обязало «Пермэнергосбыт» ввести отдельную плату за электроэнергию
В Пермское УФАС России поступили жалобы на ПАО «Пермэнергосбыт» по вопросу выставления потребителям единых платежных документов на оплату коммунальных услуг. Потребители считают, что отсутствие возможности оплачивать каждую коммунальную услугу отдельно приводит к необоснованному начислению задолженности за энергоснабжение.
Пермское УФАС России сочло жалобы граждан обоснованными и вынесло ПАО «Пермэнергосбыт» предупреждение, усмотрев в действии (бездействии) компании признаки нарушения Закона о защите конкуренции.
В платежных квитанциях, приходящих потребителям от ПАО «Пермэнергосбыт» выставляется плата не только за электроэнергию, но и за другие коммунальные услуги (тепловая энергия, горячее и холодное водоснабжение, содержание жилья), поставщиком которых ПАО «Пермэнергосбыт» не является. Энергоснабжающая компания выступает лишь уполномоченным агентом по начислению, сбору и учету платежей за разные виды коммунальных услуг. При этом в платежных документах указан общий лицевой счет, что позволяет ПАО «Пермэнергосбыт» в случае неполной оплаты суммы, выставленной в квитанции, распределять полученные от потребителя средства пропорционально между всеми указанными в квитанции услугами. В результате у потребителя может возникнуть задолженность за коммунальные услуги, в том числе и за электроэнергию, которую, в действительности, он намерен был полностью оплатить.
«Жилищный кодекс РФ не запрещает включение в платежный документ нескольких видов коммунальных услуг. Однако законодательство допускает два варианта их оплаты. Потребитель вправе оплатить отдельную услугу, пользуясь раздельным учетом платежей. Если же сумма платежа не покрывает всю предъявленную в квитанции сумму, то платеж может быть пропорционально распределен между всеми видами услуг. В рассматриваемой ситуации используемая система учета платежей не позволяет населению выбрать, каким образом будет принят платеж: только за услугу электроснабжения либо распределен по всем коммунальным услугам. Это вызывает справедливое недовольство граждан», – рассказал руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.
Согласно данным, представленным в надзорное ведомство от ПАО «Пермэнергосбыт», компания никак не информирует потребителей о возможности разделения оплаты по видам коммунальных услуг, указанным в единой платежной квитанции. По мнению УФАС, данная ситуация приводит к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей. Пермское УФАС России усмотрело в действиях ПАО «Пермэнергосбыт» признаки нарушения Закона о защите конкуренции и вынесло предупреждение, согласно которому компания, принимающая от населения платежи за разные виды коммунальных услуг, обязана обеспечить потребителям возможность осуществлять раздельную оплату услуги по поставке электроэнергии от иных видов услуг, включаемых в единый платежный документ.
Предупреждение следует исполнить до 31 января 2020 года. При этом ПАО «Пермэнергосбыт» вправе ходатайствовать о продлении срока исполнения предупреждения в случае возникновения вопросов технического характера, решение которых может занять время. Известно, что ПАО «Пермэнергосбыт» выразило готовность исполнить предупреждение Пермского УФАС России.
«Со своей стороны мы не усматриваем в подобном формате выставления квитанций и начисления платежей каких-либо нарушений. Тем не менее, являясь абсолютно законопослушной компанией, ПАО «Пермэнергосбыт» намерено произвести корректировку формата квитанций согласно предписания Пермского УФАС и обеспечить техническую возможность оплаты отдельных услуг единой квитанции. Работы по модернизации планируется завершить не ранее 31 января 2020 года», – сообщили РБК-Пермь в ПАО «Пермэнергосбыт».