Новости без COVID-19, 23 апр 2021, 05:00

Цены на социально значимые продукты в Прикамье за год выросли на 15,9%

Читать в полной версии
Фото: Архив РБК Пермь

Несмотря на попытки властей сдержать рост цен на отдельные продовольственные товары, продукты питания продолжают дорожать – в том числе те, в отношении которых были введены меры ценового госрегулирования. Стоимость 24 продуктов, определенных правительством как социально значимые (недорогое мясо, курица, рыба, масло, молоко, хлеб, крупы, овощи и другие базовые доступные товары), в марте в Пермском крае выросла в среднем на 15,9% в годовом выражении, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. При этом, годовая инфляция в Пермском крае составила 5,2%. То есть цены на базовые продукты в три раза сильнее инфляции.

Из 24 социально значимых продуктов сильнее всего подорожал картофель – на 65,6%. Виной тому – плохой урожай прошлого года и связанная с этим высокая доля импорта. Далее по динамике роста цен следуют морковь (подорожала в марте на 51,4% в годовом выражении), сахар-песок (+46,4%), гречневая крупа (+33,4%), подсолнечное масло (+28,5%), куриные яйца (+26,2%), яблоки (+22,8%), курица (+17,6%), лук (+16,4) и черный чай (+12,9%). 

Следом по нисходящей идут мука (подорожала на 12,2%), рис (+11,6%), вермишель (+10,7%), соль (+6,5%), хлеб (+6,4%), говядина (+6,2%), рыба (+6,1%), сливочное масло (+6%), баранина (+5,5%), молоко (+4,1%) и свинина (+2,8%).

Единственными двумя товарами в списке, цены на которые снизились, стали белокочанная капуста (-15,4% ) и пшено (-5,9%).

В марте 2021 года в стране цены на социально значимые продукты питания – недорогие и популярные товары, занимающие важное место в продуктовой корзине россиян – выросли относительно марта 2020 года в среднем на 15,6% (средневзвешенный рост цен с учетом доли соответствующих товаров в усредненной потребительской корзине россиян). Таким образом, рост цен на базовые продукты в два раза обогнал продовольственную инфляцию (в марте составила 7,6% в годовом выражении) и в 2,7 раза – общий индекс потребительских цен на все товары и услуги (5,8%).

«В небогатых регионах цены на основные продукты питания обычно ниже среднероссийских, поэтому из-за низкой базы подорожание продовольствия на таких территориях происходит более быстрыми темпами. При этом чем беднее регион, тем большая доля в семейном бюджете отводится на продукты питания, в особенности «социально значимые», то есть наиболее популярные и доступные массовому потребителю. Уровень потребления малообеспеченных слоев населения и до коронавирусного кризиса находился на низком уровне, дополнительно снижать его у людей попросту не было возможности. Небогатые домохозяйства вынуждены приобретать базовые продукты даже несмотря на их серьезное подорожание, в результате инфляционные процессы сильнее ударяют как раз по малообеспеченным слоям населения, которые начинают тратить все больше денег на все более дорогую еду, тем самым оказываясь в ловушке бедности.

В 2021 году растущий спрос, увеличивающиеся издержки и снижение производства ряда сельскохозяйственных товаров толкают цены на продовольствие вверх. Высокие мировые цены на зерно приводят к удорожанию кормов, что сказывается на стоимости всей животноводческой продукции, а слабеющий рубль повышает стоимость импортного оборудования и сырья. Мясо птицы, занимающее важное место в продуктовой корзине россиян, также дорожает из-за вспышки заболеваемости на птицефабриках в России и странах-поставщиках. Подорожание базовых продовольственных товаров всегда сопряжено с ростом социальной напряженности, поэтому сейчас мы наблюдаем попытки нерыночного регулирования цен со стороны государства. Однако искусственное сдерживание цен на практике означает лишь то, что массовый потребитель все равно в итоге заплатит за издержки производителя, но окольным путем – через рост ценников на другую продукцию либо снижение инвестиций и производственного потенциала отечественных предприятий», – считает президент FinExpertiza Елена Трубникова.

Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций