«Это высокая цифра». В Прикамье 346 компаний маркируют молочную продукцию
С 1 июня 2021 года в России принята обязательная маркировка молочной продукции. В первый этап под маркировку попали мороженое и сыр. С сентября она будет действовать для молочной продукции с длинным сроком хранения более 40 дней, а с декабря – на всю молочную продукцию. Эксперт РБК Пермь – заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов отмечает, что маркировка продукции – это инициатива самой молочной отрасли. «Внедрение маркировок – это инициатива самой молочной отрасли, сами компании для себя посчитали, что им просто будет так более комфортно. У компаний был год на подготовку, сейчас еще по сути полгода на внедрение, а потом еще больше двух лет на то, чтобы маркировка будет полностью отслеживаться. Позже присоединятся и фермеры», – отмечает эксперт. На данный момент уже предусмотрены штрафы за отсутствие обязательной маркировки молочной продукции. Сейчас они достаточно лояльные до полного введения системы, но уже являются ощутимыми и для производителей, и для продавцов молочной продукции. Реваз Юсупов подчеркивает, что молочная отрасль напрямую влияет на здоровье людей, поэтому штрафы не могут быть небольшими. «На сегодняшний день штрафы за производство без маркировки могут доходить до 100 тыс., а за продажу товара без маркировки – до 300 тыс. На данный момент вводятся новые меры для разных нарушений в этой сфере. Естественно, так как производство молочных продуктов может напрямую сказаться на здоровье людей, то ответственность будет выше, чем в других отраслях, в которых приняты маркировки», – пояснил Юсупов. Что же касается Пермского края, то компании из региона активно присоединяются к системе. По сравнению с другими регионами, число компаний, присоединившихся к системе обязательной маркировки, довольное большое. По словам эксперта, производители Прикамья быстро и на ранних этапах включились в этот процесс. «Пермский край активно присоединяется к системе маркировки молочной продукции. На сегодняшний день в системе от Прикамья зарегистрировано уже 346 компаний, в том числе 25 производителей. Если сравнивать с другими регионами, это довольно высокая цифра. Мы видим, что локальные производители быстро включились в процесс на ранних этапах», – говорит заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий. Введение маркировок – это возможность легализовать сферу производителей молочной продукции и выгнать с рынка недобросовестных участников. В других сферах, где применялась данная процедура, рынок только очистился и стал более прозрачным как для производителей, так и для покупателей. Например, меховая отрасль «обелилась» на 1000%, а качество лекарств после введения маркировки улучшилось в 2,5 раза. «Ввод маркировки на молочную продукцию – возможность «обелить» сферу. Мы точно узнаем, какого масштаба были нарушения в этой сфере, буквально через год после введения маркировки, и соответственно, эти нарушения уйдут с рынка. Все это уже произошло при вводе маркировок в других сферах, где маркировка внедрена: и в лекарствах, и в обуви, и в шинах. Могу привести пример с шубами, меховая отрасль оказалась в 10 раз больше, чем до внедрения маркировки. То есть она «обелилась» на 1000%. По оценкам Росздравнадзора, качество лекарств улучшилось в 2,5 раза с введением маркировок», – поясняет эксперт. При этом маркировка вряд ли повлияет на цены молочной продукции. По предыдущему опыту введения обязательной маркировки, ни в одной из сфер не наблюдался рост цен, ведь у добросовестных производителей появляется возможность честно конкурировать между собой. По мнению эксперта, компании даже могут заработать дополнительные деньги, которые могут реинвестировать в маркетинг. «Маркировка не повлияет на цены на товары никак. Ни в одной сфере, где были приняты маркировки, не было резкого повышения цены. В случае молочной продукции, я прогнозирую даже снижение цены на продукцию, нелегальные производители уйдут с рынка, а их место займут добросовестные компании и будут честно конкурировать между собой. Они будут делить рынок между собой и зарабатывать больше, чем раньше. По оценкам экспертов, это дополнительные десятки млрд руб. Производители могут их реинвестировать в маркетинг, различные скидки и акции», – заверил Реваз Юсупов.