Новости без COVID-19, 07 июл 2021, 16:05

Хотят ездить нелегально: эксперты о законности штрафов для самокатчиков

Читать в полной версии
Фото: РБК Пермь

В Перми с начала сезона к административной ответственности привлечены более 130 водителей электросамокатов. Об этом сообщили в пресс-службе регионального управления Госавтоинспекции. Основная причина – отсутствие прав категирии «М» при высокой мощности транспортного средства.

Директор Академии Вождения Константин Лядов отмечает, что уже сейчас поток желающих сдать на права категории «М» увеличился.

«Обучения езде именно на электросамокатах у нас нет в автошколе, есть только на категорию «М». Ждем законопроект, когда все утвердят. Тогда будет постановление. Будет понятно, как учить, мы подстроимся. Тех, кто хочет получить категорию «М» – единицы. Сейчас звонят люди, которые интересуется правами для электросамокатов, им объясняешь, что нужно сдать экзамен на скутере. Естественно, люди отказываются и предпочитают ездить нелегально на самокате», – рассказал Константин Лядов.

Адвокат Федор Леппа считает, что самокаты мощностью ниже 250 Ватт нельзя приравнивать к мопедам. Если есть превышение этой мощности, то права категории «М» действительно нужны, поэтому штрафы, которые сейчас вменяют сотрудники ГИБДД, правомерны. Но все зависит от конкретных характеристик самоката.

По словам адвоката, есть судебные практики, где стоял вопрос о категории транспорта, на котором передвигался участник дорожного движения. Это не касалось наличия или отсутствия прав. Это касалось пьяного вождения или тех, кто был лишен прав на вождение автомобилем, но ездил на электросамокате.

В ряде случаев суды третьей инстанции отменяли судебный акт и говорили, что это не мопед и права на него не нужны. Суд отменял все постановления о привлечении к административной ответственности.

Однако есть и другая практика.

«Тут нужно с самого начала, как только возник спорный момент, разобраться в характеристиках и документах, которые есть на электросамокат. Если это невозможно, то можно проводить судебную экспертизу двигателя», – советует Федор Леппа.

Штраф за управление мопедом без прав категории «М» варьируется от 5 до 15 тыс. руб. Размер зависит от того, при каких обстоятельствах инспектор заметил самокатчика – с какой скоростью двигался, часто ли привлекался до этого к административной ответственности, есть ли другие штрафы. Если это первое нарушение, то штраф может быть минимальным. Но решит ли это проблему с количеством аварий на дорогах?

«Я думаю, что это зависит от того, по какому пути пойдет государство. Если на все электросамокаты нужны будут права и сделают в таком виде, как для мопедов, то это существенно сократит количество электросамокатов и их пользователей, как это было ранее со скутерами. Если вводить какие-то ограничения, то процедура получения прав должна существенно упрощаться – меньший объем обучения и упрощенный экзамен», – считает Федор Леппа. 

Адвокат считает, что если правила придут к тому, что электросамокаты должны двигаться по велодорожкам, то это не такой риск для общества, как при движении по дороге. С другой стороны, любое изучение ПДД, даже если оно будет частичным, решит проблему.

Директор Академии Вождения Константин Лядов также считает, что ограничения нужно вводить в зависимости от мощности. Если они разгоняются до 20 км\ч, то не будут мешать пешеходам.

Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины