Новости без COVID-19, 17 фев 2022, 11:08

Важный элемент: в Прикамье существенно вырос объем выдачи микрозаймов

Читать в полной версии
Фото: РБК Пермь

Россияне взяли микрозаймов на рекордные 150 млрд руб. в четвертом квартале прошлого года. Одна из причин – переток банковских клиентов в микрофинансовые организации. Игроки этого рынка с гордостью заявляют: они обгоняют традиционные институты кредитования благодаря цифровизации.

В Пермском крае отмечен рекордный объем выдачи микроазймов. За 9 месяцев 2021 года микрофинансовые институты в регионе выдали населению и бизнесу более 3 млрд руб. Это на 16% больше, чем год назад. Такая тенденция связана с ростом объемов займов, предоставленных кредитными потребительскими кооперативами и ломбардами – на 50% и 15% соответственно, отмечают в пермском отделении ЦБ. Жители и предприниматели края заняли у них денежные средства на общую сумму почти 2 млрд руб. При этом, объем заимствований в микрофинансовых организациях края, занимающих наравне с ломбардами существенную долю на рынке, уменьшился за год на 3% и составил порядка 1 млрд руб.

«Несмотря на небольшие объемы, рынок микрофинансирования является важным элементом финансовой системы. Микрофинансовые институты, как правило, представлены в тех территориях, где мало банков, и поэтому доступность кредитования для граждан и малого бизнеса ограничена. МФИ помогают удовлетворять потребность населения в небольших и срочных займах, а для предпринимателей зачастую являются источником пополнения оборотных средств для развития бизнеса», – отмечает управляющий Отделением Банка России по Пермскому краю Алексей Моночков.

На начало ноября прошлого года в Прикамье было зарегистрировано 104 МФИ, в том числе 25 МФО, полсотни ломбардов, 25 кредитных потребительских кооперативов и 5 сельских кредитных потребительских кооперативов. Годом ранее общее количество микрофинансовых институтов было в 1,5 раза больше. Снижение их числа связано с уходом с рынка ряда МФО и существенным сокращением сегмента ломбардного бизнеса, отмечают в Пермском отделении ЦБ. Однако несмотря на эту тенденцию эксперты отрасли – Саморегулируемой организации «Микрофинансирование и Развитие» считают, что уже совсем скоро МФО окончательно перевернут рынок. Ведь активный переток банковских клиентов в микрофинансовые институты уже начался.

«Данные даже 2020 года говорят о резком смене курса большинства компаний, которые могут инвестировать в технологии на развитие онлайн. И именно это развитие онлайн опять же если называть вещи своими именами если инвестировать грамотно и даже с небольшими ошибками даже через 6-9 месяцев можно получить первый результат. А так как МФО – это де-факто банк одного продукта, то в данном случае легче сделать цифровизацию и сделать тот рывок, который банком с их бюрократией, их ограничениями, их размером капитала очень сложно сделать, в том числе потому что никто не хочет рисковать капиталом банка», – подчеркивает председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев.

Несмотря на то, что у ряда экспертов есть опасения связанные с увеличением количества микрозаймов. Во-первых, объем выдачи микрозаймов увеличился из-за высокого спроса со стороны россиян, чьи доходы не успевают за инфляцией, а во-вторых, объем задолженности людей по займам вырос более чем на 12%. Председатель клуба финансистов Пермского края Марк Усманов считает, что микрозаймы не несут таких же рисков как банковская закредитованность. На это есть несколько причин. Первая – это срок: микрозаймы обычно ограничены 1 месяцем, а иногда и неделей. Кроме того, доля трудоспособного россиян которая пользуется этими продуктами составляет всего 6-7%.

«И второе - размер микрозайма ограничен 30 тыс. руб., а некоторые микрофинансовые организации устанавливают еще меньше верхний порог – 15-20 тыс. руб. Соответственно, я не думаю, что это такая критичная история. Тем более что по оценкам некоторых специалистов мы вернулись к допандемийному уровню», – пояснил председатель клуба финансистов Пермского края Марк Усманов.

По словам финансиста, портрет клиента МФО – это молодежь до 30 лет. Их доля составляет порядка 30%, все остальные это жители от 30 до 39 лет на них приходится чуть ли ни оставшиеся 70%. Это происходит на фоне снижения доступности банковских кредитов и зачастую пониженным персональным кредитным рейтингом этой категории населения. Кроме того, микрофинансовые институты зачастую активно пользуются маркетинговыми ходами.

Pro
Цены на кофе аномально взлетели. Почему миру угрожает его дефицит
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»
Pro
Прибыль медпроектов в Индии растет на 20% в год: что ждет на этом рынке
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Товар из Китая задерживается: 4 способа упростить доставку грузов
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций