Пермский край, 23 мар 2022, 12:28

«Маркер» для банка: пермский эксперт об оценке «степени риска» клиентов

Читать в полной версии
Фото: РБК Пермь

Российские банки начинают оценивать «степень риска» клиентов. Соответствующий закон, принятый в прошлом году, вступил в силу с 22 марта 2022 года. Норма касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об оценке физлиц речи не идет. Согласно новой норме, финансовые организации будут присваивать клиентам одну из трех степеней риска – низкую, среднюю или высокую. Низкая позволит проще взаимодействовать с банком: например, банку запрещено будет отказывать такому клиенту в открытии счета. Клиенту со средней степенью риска, напротив, банк вправе отказывать по целому ряду операций. Высокий риск означает, что организация лишится возможности проводить практически любые операции. Эксперт РБК Пермь – экономист и начальник экономического отдела стратегического развития ПГНИУ Олег Ганин прокомментировал начало действия нормы. По его словам, норма будет неким «маркером» для банков. «Это будет неким «маркером» для банков. Таким образом они будут выделять VIP-клиентов, проблемных клиентов и тех, с которыми работать нецелесообразно. На самом деле, это не новый закон, а поправка к действующему закону. Также хочу добавить, что имея опыт банкира, я не могу сказать, что есть какие-то «черные списки». Да, были лишь списки клиентов, которые ранее обслуживались определенным банком и, затем ставшими для них нежелательными по какой-то причине», – пояснил эксперт. Продолжая тему «черных списков», Олег Ганин отметил, что банки не пользуются таким инструментов, а он в первую очередь используется в бюро кредитных историй. «О «черных спиках» в первую очередь можно говорить только в рамках бюро кредитных историй. Человек туда может попасть и потом ему нужно предпринять серьезные усилия, чтобы из этого списка выйти. На уровне банков таких списков нет, но все равно внутренний реестр своих клиентов они ведут», – добавил экономист. Однако остается вопрос в том, по каким критериям будут распределяться эти рейтинги клиентов. По словам начальника экономического отдела стратегического развития ПГНИУ, непонятно, на каких основаниях будет вестись этот рейтинг. «Меня волнует как действующего клиента банка и как бывшего банкира, на каких основаниях он включен в тот или иной уровень риска для банка. Это очень важно понимать. Или банк может поставить свою внутреннюю «цветовую гамму» и клиент об этом не будет знать», – подчеркнул Олег Ганин. Среди рисков, которым могут подвергнуться клиенты банков, может быть лишение возможности пользоваться своими средствами, особенно в непростой экономической ситуации, когда бизнес ищет альтернативные способы расчетов. «В нынешней экономической ситуации особенно высок риск того, что клиент может попасть в высокую степень риска и лишиться возможности пользоваться своими средствами на расчетном счете, особенно в условиях, когда бизнес ищет альтернативные способы расчета. Внедрение таких мер приводит к дополнительным ограничениям для бизнеса и защита интересов государства в целом. Вполне возможно, что было бы целесообразно немного повременить в этой ситуации и дать бизнесу адаптироваться к новой финансовой и экономической ситуации», – рассказал экономист.

Ищите нас в социальных сетях: Яндекс. Дзен Telegram RuTube VK

Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code