Пермский край, 07 апр 2022, 17:07

«Выросла вилка»: что будет с пермским рынком автомобилей?

Читать в полной версии
Фото: РБК Пермь

Пермский рынок первичных авто, по оценкам экспертов, за месяц упал на 70%. В нём в основном пострадал премиальный сегмент машин. На рынке первичных авто в регионе сохраняются проблемы с логистикой поставок товара и комплектующих.

Скорость роста цен с начала марта стала запредельной. К имевшимся на рынке проблемам добавились санкции и нестабильность курса рубля. Курс рубля к доллару заметно упал, поставив автопроизводителей и дилеров в тупик – участники рынка не понимали, по каким ценам отгружать и продавать авто. Цены стали расти скачкообразно во всех сегментах рынка – на российские и иностранные марки, новые и подержанные машины. Российские маркиотреагировали ростом цен из-за высокой доли валютной составляющей в себестоимости автопроизводства.

В данных о динамике цен на топ-20 наиболее популярных моделей новых авто за 2021 год, посчитанных экспертами «Банкавто», не нашлось ни одной машины, которая бы выросла в цене меньше, чем на 13%. Сильнее всего подорожал Renault Sandero, задуманный маркетологами, как один из самых бюджетных – за год на 27,1% до 1, 028 млн руб.

В сегменте АСП цены выросли сильнее. В топ-20 наиболее популярных автомобилей с пробегом до трех лет динамика средних цен составила от 23 до 43%. По итогам 2021 года подержанный Skoda Rapid отметился самым резким подорожанием за год – на 43% до 1,32 млн руб.

По оценке «Банкавто», в ближайшие месяцы рост цен на новые автомобили в России не прекратится. Они не будут снижаться в связи с дефицитом машин – их в принципе не хватает, поэтому спрос все равно будет превышать предложение.

По итогам марта цены на новые авто в среднем выросли на 35-45% по сравнению с предыдущим месяцем.

С 23 февраля до середины марта цены на автомобили с пробегом, по данным Банкавто, выросли до 39%. Топ-10 марок по росту цены за этот период возглавили Mercedes-Benz (4,52 млн руб.) и BMW (3,49 млн руб.), они подорожали в среднем на 32% каждый. На третьей строчке рейтинга оказалась Toyota (2,91 млн руб.; +28%).

Предприниматели говорят, что ситуация напоминает 2008 год. Некоторые марки автомобилей подорожали на 50%. Отечественные новые авто, например продукция ВАЗа, за год выросла в цене более чем на треть.

Региональный рынок вторичных автомобилей также сейчас переживает не лучшие времена. Однако стоимость на подержанные модели, по сравнению с новыми, выросла не так кардинально.

По данным «Банкавто», средний ценник поддержанных машин в масс –сегменте в среднем по РФ приближается к 1,5 млн руб., тогда как несколько лет назад он находился на уровне 350-400 тыс. руб. Большинство самых ходовых на вторичном рынке моделей после трех лет владения стоят в среднем дороже, чем когда продавались новыми. Такая новая автомобильная реальность.

Помимо текущих трудностей с продажей машин и активностью покупателей, появились проблемы с сотрудниками. «Нужно работать с персоналом. Это определённая оптимизация процессов, оптимизация штатного расписания. Кто-то уже производит сокращение персонала. В автобизнесе работают высококвалифицированные специалисты, либо ребята, которые хорошо зарабатывают, выше среднего по России. Естественно таким нужно платить. И либо часть уже сами уходят, либо оптимизируют вот эти определённые расписания штатные», – говорит член совета директоров АГ «Июль Авто» Алексей Деткин. Автодилеры вторичного рынка сообщили в беседе с РБК Пермь, что обслуживание подержанных машин также подорожало. Специалисты утверждают, что динамика составила 35-50%. Сейчас люди стараются покупать автомобили с меньшим пробегом. Вилка цены на такие машины начинается от 100 тыс. руб. и зависит от марки транспортного средства. Но несмотря на повышение стоимости обслуживания, сервисная ниша сейчас самая прибыльная. «Люди раньше меняли через 2-3 года машину. Потом на 5-6 лет выросла эта вилка. А сейчас уже неизвестно, когда менять машину, потому что взять новую сложно очень. Поэтому на сервисную зону конечно нагрузка подросла и клиенты у них всегда есть и будут», – говорит директор авторынка «Камская Долина» Юрий Оборин.

Кадровый вопрос не обошёл и рынок вторичного авто. С начала действия санкций, владельцам пришлось сократить количество сотрудников. Также эксперты говорят, что цены на автомобили падать уже не будут и если кто-либо собирается покупать машину, то лучше сделать это сейчас. Кроме того, стабилизировать ситуацию в сфере могут низкие кредитные ставки на приобретение транспорта, заключают специалисты.

Несмотря на возврат официального курса рубля к близким к нормальным значениям, пока взметнувшиеся ввысь цены не спешат понижать ни дистрибьюторы, ни дилеры, конечная стоимость многих машин по-прежнему превышает возможности большинства покупателей. Российский авторынок переживает нетипичную для себя ситуацию запредельного роста цен. Вместе с ростом ставок по автокредитам это привело к критичному падению спроса, говорит эксперт маркетплейса «Банкавто» Сергей Власов.

Вероятнее всего, в апреле-мае продолжится глубокий спад продаж новых автомобилей, и продолжится переориентация потребителей на автомобили с пробегом. При этом хорошие новости все-таки есть. Рост цен на новые автомобили хоть и продолжится из-за жёсткого дефицита, но замедлится на фоне продолжающегося укрепления рубля. А рынок «вторички» в ближайшей перспективе месяца-двух продолжит коррекцию в сторону понижения.

«Мы ожидаем снижения в диапазоне 10% вместе с ростом количества б/у машин (убравшие их владельцы снова размещают объявления) и ослабевшим спросом. Рынку также стоит готовиться также к дефициту запчастей, который станет ощутим в конце весны, если санкционное давление на Россию сохранится», – говорит Сергей Власов.

По его словам, это приведет к росту цен на обслуживание в сервисных центрах.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы