«Имеет право на товарный знак»: юристы о переименовании сети McDonald's
McDonald’s в России может сменить название на «МС». Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на собственные источники. Позднее, гендиректор McDonald's в России Олег Пароев в разговоре с информагентством ТАСС опроверг информацию о смене названия сети на «МС». Однако, по более ранним заявлениям компании, бренд все-таки будет меняться. РБК Пермь решил выяснить юридические тонкости вопроса смены названия сети ресторанов в России в целом и в Перми в частности, так как пермские рестораны сети работают по договору франшизы. Может ли владелец франшизы McDonald's, например, не менять название и вывески в ресторанах в Перми? На этот вопрос ответил адвокат Никита Зорин: «Так как заведение находится на территории РФ, оно должно соблюдать законы России. Однако, надо сказать, что о нарушении фактически должен кто-то заявить. Это может быть правообладатель торгового знака. Так что пока российское представительство McDonald’s не обратится в суд или ФАС за защитой своих прав на бренд, этот предприниматель может использовать этот товарный знак. Но не думаю, что кто-то сознательно пойдет на это», – отметил юрист. По словам юриста «НКС-Консалт» Кирилла Нессонова, головная компания McDonald’s, предположительно, должна включать в договор франшизы экстренные случаи для изменения условий договора, под которые может подходить геополитическая обстановка. «Должен быть договор, который заключает головная компания McDonald’s и франчайзи, согласно которому пользователь франшизы осуществляет услуги под брендом головной компании. Скорее всего, хотя я не уверен в этом, так как этого договора не видел, там возможен такой пункт, в котором компания McDonald’s оставляет за собой право существенного изменения правил договора из-за экстренных обстоятельств. Такими обстоятельствами вполне могут являться такие, которые не зависят от обоих сторон договора. Геополитическая ситуация сюда подходит. И на этой основе договор может быть разорван или пересмотрены его условия», – отметил юрист «НКС-Консалт» Кирилл Нессонов. Также, по данным, которые ранее были опубликованы в СМИ, рестораны под новым брендом на месте сети McDonald’s, скорее всего, могут оставить рецепты и технологию приготовления блюд. По словам Никиты Зорина, рецепт не может относиться к категориям, которые защищаются авторским правом. «Рецепт должен обладать чем-то новаторским, чем-то, чего ранее не было. Не думаю, что рецепт картошки фри или того же самого гамбургера может быть отнесен к этим категориям.
Думаю, что McDonald’s имеет право на товарный знак, но рецептура и прочее – это я сомневаюсь», – добавил адвокат Никита Зорин.