«Естественный отбор»: в Прикамье через неделю вводится единый стиль такси
Осталась неделя до начала действия законопроекта об едином цвете для такси. Речь идёт о требовании, которое предполагает наличие в автопарке легковых авто исключительно белого цвета и с красно-белыми «шашечками» на боковой поверхности кузова. При этом разрешение на перевозку пассажиров будут получать только такие авто. Власти называют это решение гарантом безопасности для пассажиров. Но для самих представителей отрасли, такое нововведение не выгодно. Однако, другая часть бизнеса называют это своеобразным «естественным отбором». Автомобилей белого цвета сейчас на пермском таксомоторном рынке насчитывается порядка 30% от общего числа перевозчиков. Остальные – это цветные авто, в том числе жёлтые и чёрные, которые так же теперь не котируются в законе, который принят депутатами заксобрания Пермского края. При этом зачастую такие авто принадлежат частным перевозчикам, которые менять их не будут. Поэтому, как прогнозируют представители сферы, после 1 сентября, именно тогда закон вступает в силу, ожидается, что количество таксистов сократиться на треть.,что повлечёт за собой большое количество проблем, в том числе уход таксистов в серый рынок и увеличение стоимости для клиентов.
«После введения, эта треть, которая останется, будет работать только в центре города, а отдаленные районы останутся на периферии, люди будут ждать общественный транспорт, если он справится. Соответственно, средний чек вырастет раза в три как минимум», – отмечает представитель общества развития такси в Пермском крае Андрей Петров.
Чтобы купить одно авто, владельцам таксопарков придётся потратить в среднем порядка 1,5 млн руб., а чтобы перекрасить и перерегистрировать авто нужно будет потратить от 50 до 200 тыс. руб. Плюс к стоимости ещё и обклейка красно-белыми «шашечками», а также обслуживание автомобиля, ОСАГО и КАСКО. Где оформление одного такого документа оценивается порядка 50-80 тысяч рублей. Не у всех представителей сферы есть такие средства, особенно для обновления всего таксопарка. К примеру, среди более сотни авто у одного из владельцев таксопарка, только около трети – белые. Однако, как говорит представитель, вариантов нет. Уже начали подыскивать авто белового цвет для покупки, но и здесь есть проблема. Для самих производителей белые авто не выгодны, найти их сложно.
«Нас никто не слышит и не хотят прислушиваться. Мы вынуждены покупать белые машины, а на рынке их не так много. Либо надо заказывать, либо надо по регионам поездить. Такая проблема не только в Перми, но ещё и в регионах. Но с другой стороны, у нас теплится надежда, что депутаты изменят своё решение», – подчеркивает директор ООО «Леверна» Дмитрий Науменко.
Представители рынка такси видят несколько вариантов решения этой проблемы, к примеру, приостановить или отменить требование к единому цвету, субсидировать таксопарки для обновления подвижного состава, выделить субсидии на страхование транспортных средств, а также надеятся на рассмотрение решения о желтых номерах, которые будут гарантом безопасности, чего и хотят власти в этом случае, но на это потребуется меньше всего затрат. Однако, не все представители бизнеса относятся к законопроекту отрицательно,в случае которого лицензии на перевозку пассажиров смогут получать только белые авто с красными шашечками. Называют это решение не совсем обдуманным, но уже закупили несколько машин.
«Да, автомобили мы готовы покупать. Сейчас это экономически невыгодно, но если мы не будем покупать, будут покупать другие таксопарки. Они не дадут нам работать, если мы не будем покупать авто», – добавил генеральный директор таксомоторной компании «Первый комфорт Пермь» Фёдор Бекмансуров.
Эксперты этой ситуации на рынке дают много объяснений, где власти заинтересованы в едином цвете для безопасности и общей картины города, так как новый стиль неким образом привязан к стилю общественного транспорта. Но при этом единый стиль позволит контролировать легальных перевозчиков. Остальные же таксопарки будут закрываться или уходить в «серый» сегмент и тут уже сыграет закон «естественного отбора», резюмируют эксперты. Перевозчиков станет меньше, цены на поездки увеличатся, а такси перейдёт в менее доступный сегмент, тут уже встаёт вопрос сможет ли общественный транспорт перенять на себя поток клиентов.