«Дорогая игрушка»: полное интервью директора художественной галереи
Пермская художественная галерея готовится к двум эпохальным событиям в своей истории – столетию и переезду в новое здание. Столетие становится поводом узнать больше о галерее, о коллекции, о сути и содержании работы художественного музея. Стройка же и последующий переезд уже поднимали волну обсуждений соотношений цены и результата, ведь итоговая стоимость строительства оценивается в 6 млрд руб. Кроме того, неоднократно говорилось о том, что новое здание позволит в 7 раз увеличить экспозиционные площади и объём демонстрируемых фондов. Директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян в беседе с РБК Пермь рассказала о сопоставимости стоимости строительства нового здания галереи, сложности с возведением проекта и уникальности коллекции музея. 6 млрд рублей – это много или мало? «Дело в том, что стоимость строительства и стоимость коллекции несопоставимы. Там будет другой музей. Помимо того, что мы перевезём туда коллекцию, музей – это ещё и реставрация, хранение, исследования, сервисы для посетителей. Мы надеемся, что это будет современный музей, в котором можно будет находиться всей семье или туристу целый день. Это совсем другой подход в отличие от того, что мы имеем сегодня. 6 млрд рублей рядом с теми шедеврами от древности до сегодняшнего дня, от Египта до деревянной скульптуры, от великих произведений русских художников до современных мастеров – это много или мало?». О сложности строительства «Музей – это очень сложная история, даже строители, которые реализуют этот проект, говорят, что для них он самый сложный. Притом, что они строили аэропорт. Это, например, климат-контроль, постоянное соблюдение влажности и температуры воздуха. Они не должны меняться ни днём, ни ночью. Если будет перепад в 30 градусов, коллекция пропадёт. Также музейный свет. В общем, музей – это сложная и дорогая игрушка и её нужно сделать хорошо». О коллекции музея «Мне хочется сделать акцент на том, что музей – это коллекция. В этом году галерее исполняется 100 лет. Это один лучших музеев России, от предшественников нам досталась потрясающая коллекция. Нам нужно её сохранить и приумножить. На самом деле, общение с подлинником и общение с изображением – это совершенно разные впечатления. Мы говорим о впечатлении, которое произведение искусства производит на человека, о непосредственном контакте. В наше время, когда темп нашей жизни высок, когда мы куда-то бежим, музей выполняет ещё и экологическую функцию, здесь можно остановиться и начать диалог с прошлым». О дополнительных расходах «Стоимость содержания здания, безусловно, увеличится, должен увеличиться и штат, больше будут расходы на коммунальные услуги. Но кроме таких ежемесячных инвестиций, бывают и разовые. Например, рамы для картин. Средства на них мы просим у меценатов и посетителей галереи. К счастью, у нас есть друзья, которые хотят нам помочь». Об уникальности проекта галереи «Каждый музей – это индивидуальное строительство. Проект, предназначенный для конкретной коллекции и одного частного случая. Перед тем, как начать проектировать, архитекторы смотрят коллекцию, изучают её. Каждый музей индивидуален, но зданий как у нас сейчас практически не строится. Это редкое радостное событие».