«Конечная точка»: в Прикамье резко вырос объём грузооборота
В Пермском крае за второй квартал текущего года объём грузооборота увеличился на 56%. Такие данные предоставляет Пермстат. В следствие этого увеличился и спрос на складские помещения. РБК Пермь выяснил, с чем связан такой рост и как это отразится на рынке коммерческой недвижимости. В Пермском крае, несмотря на всероссийскую тенденцию сокращения транспортных сделок, которую зафиксировала NF Group, напротив наблюдается подъём логистической отрасли. Эксперты связывают это, в первую очередь, со структурными изменениями в экономике и ростом промышленности.
«У нас по этим же параметрам довольно сильно выросли показатели ввода жилья, где как раз используются автомобильные перевозки, и эти показатели намного выше, чем данные прошлого года – это стало одним из факторов, который увеличил подобного рода показатели. Второй момент связан с тем, что очень сильно просели параметры железнодорожных перевозок, пока они не восстановились, и я думаю, что они не восстановятся до конца года», – отмечает экономист Дмитрий Клещёв.
Объём транспортных операций, хоть и не существенно, но повлиял на рынок коммерческой недвижимости. Заметный рост спроса наблюдается на аренду складских помещений. По данным «Авито Недвижимости», в октябре 2022 года спрос вырос на 3% по сравнению с сентябрём текущего года. В Перми рынок производственно-складской недвижимости развивается в основном за счёт реализации уже существующих помещений. Такие объекты, как правило, имеют невысокое качество, поэтому в регионе сохраняется потребность в строительстве новых логистических центров. «В связи с развитием федеральных торговых сетей возникает необходимость в строительстве новых логистических комплексов на территории Перми и Пермского края, потому что, если рассматривать те объекты, которые существуют, они совершенно не соответствуют требованиям федеральных ритейлеров», – пояснила директор консалтинговой группы «Система исследований и решений» Регина Давлетшина.
По словам экспертов, появление логистических центров даст возможность транспортным компаниям использовать Пермь в качестве транзитной точки, а далее увеличить оборот регионального производства. На сегодняшний день, Пермь не является крупным логистическим центром и используется лишь в качестве конечной точки доставки, подчеркивают аналитики.
«Основной драйвер – это Москва, Московская область, основные интернет-магазины и ключевые клиенты именно базируются на этой территории, поэтому Пермь больше, так сказать, как бы грубо не показалось, больше тупиковый склад. Пермь и весь Пермский край – это больше конечная точка», – заявляет руководитель службы складской логистики Максим Яценко.
Эксперты резюмируют, что уже существующий фонд способен выдержать такой объём операций, так как небольшая доля вакансий всё же сохраняется. Кроме того, отмечается, что в данный сегмент недвижимости остаётся привлекательным с точки зрения инвестиций, поскольку в Перми отсутствуют системные компании, которые занимаются строительством логистической недвижимости. Низкий уровень рентабельности и большие сроки окупаемости минимизируются интересом федеральных компаний к региону.