«Бизнес на обочине»: что происходило на авторынке Прикамья в 2022 году?
РБК Пермь составил полную хронологию того, как себя чувствовал автомобильный рынок в регионе в 2022 году.
В самом начале 2022 года ассоциация Европейского бизнеса предрекла автомобильному рынку падение продаж и «непростые времена». В январе эксперт РБК Пермь – директор по продажам автоцентра Peugeot/Citroen Наталья Котова заявляла о том, что в 2022 году никаких существенных изменений в продажах автомобилей не планируется, так как ситуация останется «стабильно тяжелой».
Кроме того, ценовая политика на новые автомобили оставалась крайне нестабильной. В 2022 году, по мнению эксперта, цены также продолжат расти.
Мнение о сложной ситуации в автомобильной отрасли в начале 2022 года поддержали и аналитики сайта Дром. В конце января в результате исследования стало известно, что подавляющее большинство пермяков (81%) не планировали покупать машину в 2022 году. При этом 42% автолюбителей региона хотели бы приобрести авто, но откладывали сделку из-за высоких цен.
Только 19% опрошенных жителей Пермского края были настроены на покупку машины в текущем году. Из них 10% искали варианты среди подержанных машин, а 9% планировали стать владельцами новых автомобилей.
В 2022 году автомобильный рынок в Пермском крае переживал такие же тенденции, как и весь мировой рынок. На него влиял и дефицит новых автомобилей, и резкое повышение цен из-за ограниченного предложения на рынке. Такое мнение высказывали эксперты РБК Пермь прямо до начала СВО и последующих за ней санкций.
Помимо этого, эксперты в то время отмечали, что рынок автомобилей с ДВС постепенно угасал в связи с растущей популярностью электромобилей.
«Растёт их производство и увеличивается спрос. Это людям интересно, так как они позволяют экономить. В ближайшие три года этот рынок увеличится на 30% по моему мнению», – отмечал автоэксперт Максим Минеев.
После объявления санкций после начала событий 24 февраля, цены на новые авто выросли сразу на 12,5%. Причём у каждого автодилера была своя динамика поведения стоимости. Если поставки шли от производителя по рекомендованной розничной цене, то здесь рост мог доходить до 30-35% в зависимости от бренда автомобиля. Среднее повышение по рынку, по словам экспертов, составило 15-25%. Кроме того, специалисты отмечали, что даже если сейчас валютный курс стабилизируется, то кризис на авторынке нет. В первую очередь, он коснется рынка запчастей.
«Комплектующих как не было, так и нет. Поставки идут через ряды логистики, это через Украину. Поэтому сейчас проблема не то, что там кто-то перестал поставлять, логистические пути сейчас пересматриваются по поставке запасных частей и комплектующих автомобилей», – говорит член совета директоров АГ «Июль Авто» Алексей Деткин.
Помимо повышения цен на сами автомобили, в Пермском крае в 2022 году также наблюдался рост цен на услуги автосервисов. Ремонтировать автомобили в Прикамье, да и в целом по России, стало дороже – стоимость запчастей с момента введения санкций выросла минимум на 30% и продолжала подниматься, говорили эксперты.
«Цены на разные группы товаров выросли по-разному. Если брать в целом по рынку, то от 30% до 100% и выше. Масло очень подорожало – на 30% – 40%. Есть некоторые группы, которые выросли в цене на 100%. Сначала был сильный рост цен, потом некоторые запчасти стали немного дешевле», – рассказывал управляющий сети автосервисов «Правый поворот» Владимир Карпов.
В апреле 2022 года стали наблюдаться некоторые изменения в негативную сторону. Рост цен и дефицит новых автомобилей привёл к тому, что Пермский рынок первичных авто, по оценкам экспертов, за месяц упал на 70%. В нём в основном пострадал премиальный сегмент машин.
К имевшимся на рынке проблемам добавились санкции и нестабильность курса рубля. Курс рубля к доллару заметно упал, поставив автопроизводителей и дилеров в тупик – участники рынка не понимали, по каким ценам отгружать и продавать авто. Цены стали расти скачкообразно во всех сегментах рынка – на российские и иностранные марки, новые и подержанные машины. Российские марки отреагировали ростом цен из-за высокой доли валютной составляющей в себестоимости автопроизводства.
Помимо продаж автомобилей, в Пермском крае резко упал уровень автокредитования. Например, в марте в регионе было выдано лишь 353 автокредита. Это на 78,5% ниже, чем в феврале этого года (в последнем месяце зимы в регионе было выдано 1 644 автокредита).
В качестве меры поддержки автомобильного рынка, российские власти предлагали возобновить выпуск автомобилей без подушек безопасности и антиблокировочной системы торможения. В связи с этим пермские эксперты заявляли о том, что дорожно-транспортных происшествий станет больше.
«ДТП станет больше. Хотелось бы верить, что нет, но статистика – вещь упрямая. Все системы завязанные на АБС – это большинство систем и безопасности, и комфорта – их так же не будет в тех автомобилях. Но есть какое-то понимание, что если сейчас этого не сделать, то автомобилей станет меньше, они станут дороже. Пострадают и автосервисы», – говорит управляющий автосервисом «Правый поворот» Владимир Карпов.
Помимо отсутствия почти всего комплекса безопасности добавилось и право самим производителям выбирать, какой степени экологичности будет автомобиль. Разрешено производство совершенно «неэкологичных» авто, говорят эксперты, которые могут соответствовать минимальному стандарту «Евро-0» при международном «Евро-5». Такую меру специалисты считают шагами назад, в прошлое. Однако в постановлении есть пометка, что автомобили должны быть оснащены катализаторами, которые сдерживают процент вредных выхлопов. Но использование этой детали, содержащей латунь и палладий, а также другие редкие металлы, скажется и на росте цены. В этом случае эксперты говорили о том, что её использование нецелесообразно. Так же как и введение самого стандарта.
«Это вообще недопустимо. Сейчас весь цивилизованный мир борется за сокращение выхлопов, которые вредят экологии. Вот это допустить вообще никак нельзя. Если мы говорим об удешевлении, то нужно искать компромиссы», – считает автолюбитель, эксперт в решении вопросов экологической безопасности Евгений Маленкин.
Пермские крупные автохолдинги пытались быть в тренде и часть из них оформляла дилерство на китайские автомобильные марки. Так, в июне 2022 года пермский автохолдинг Verra, официальный дилер Toyota, Lexus и Porsche в Пермском крае, оформил дилерство китайского бренда Exeed.
В июле 2022 года пермские автодилеры заявляли о постепенном «оживлении» рынка. С начала лета текущего года спрос на вторичные автомобили в салонах начал расти.
«В апреле уже было затишье, полный штиль. Май тоже примерно на таком же уровне. Июнь точно также, а вот в июле мы уже видим оживление по трафику в салонах. Больше стало обращений через интернет, телефонных звонков, ну и посетителей в салонах», – отмечал специалист отдела продаж автосалона Mitsubishi «Автопрестиж» Артур Тетерин.
Летом также аналитики начали замечать восстановление автокредитования. В Пермском крае по итогам июня текущего года было выдано 846 автокредитов, что на 15,4% больше, чем месяцем ранее (в мае было выдано 733 автокредита).
«После падения в марте, в следующие месяцы наметилась тенденция к постепенному восстановлению сегмента автокредитов. При этом существенный рост выдачи в мае-июне объясняется, прежде всего, снижением ключевой ставки Банка России и последовавшим сокращением рыночных ставок. Кроме того, в июне существенно вырос и уровень одобрения автокредитов, составивший 28% от общего числа заявок (в мае – 20%, в марте – 13%)», – прокомментировал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Осенью 2022 года случилось знаковое для Перми событие. В конце сентября начался снос здания известного в городе авторынка на ул. Островского. К концу октября здание было снесено полностью.
Для самих представителей бизнеса, которые размещались внутри торгового комплекса, это большая проблема, рассказывал в беседе с РБК Пермь скупщик автомобилей. По его словам, на рынке можно было найти такие детали, которых нет в ряде магазинов, а аудитория, которая покупала там запчасти, уже привыкла к этому месту и поставщикам.
«Запчасти теперь тяжело будет купить. Там было всегда много магазинов, собранных в одном месте в центре города», – отмечает скупщик автомобилей Дмитрий Пакатович.
Другие представители автобизнеса считали, что «авторынок – это старинный базар» и добавляли, что этот вид предпринимательства себя изжил.
Цены на автомобили не снижались на протяжении всего года. Тогда аналитики представили исследование, в котором говорилось, что 86% автолюбителей из Перми уверены, что в тот момент цены на новые автомобили были завышены. Такие данные были предоставлены в рамках совместного исследования группы «Ренессанс страхование» сервиса «Автокод».
Согласно исследованию, при смене транспортного средства 36% автолюбителей предпочли бы купить б/у автомобиль из салона. Понравившийся вариант 16% покупателей готовы забрать даже, если известно, что автомобиль побывал в нескольких ДТП.
К концу года пермский авторынок «завоевали» китайские автомобили. На долю китайских автомобильных брендов в январе-ноябре 2022 года приходилось 15,4% предложения новых автомобилей в Перми. Если говорить о структуре предложения авто с пробегом, на долю китайских брендов в Перми в январе-ноябре 2022 года приходилось 2,3%. Такие данные исследования предоставило «Авито Авто». РБК Пермь решил подвести итоги 2022 года в автомобильном рынке Пермского края с экспертом – членом совета директоров автомобильной группы «Июль» Алексеем Деткиным. Эксперт назвал «весёлыми» тенденции, которые происходили с рынком в прошедшем году.
«Автомобильный бизнес остался опять где-то «на обочине» и сильнее всего почувствовал все прелести того, что происходило. В начале года автомобильный рынок переживал из-за кризиса полупроводников, отсутствия микрочипов, затем начало СВО, ещё последствия логистических проблем, связанных с пандемией. Дальше непонятно что происходило в летний период, потом началась мобилизация. Это всё наслоилось друг на друга и дало очень серьёзное падение рынка новых автомобилей. Весь год рынок ходил из стороны в сторону. В апреле было падение до 83%, затем небольшое увеличение продаж. Но по итогам 10 месяцев статистически автомобильный рынок упал на 60% по сравнению с прошлым годом», – отмечает эксперт. Кроме того, Алексей Деткин отметил, что год завершается следующими основными тенденциями: лидером по общим продажам будет АвтоВАЗ. Их целевой показатель – 36-40% от рынка новых автомобилей. Дальше идёт китайская пятёрка. Они также себе поставят цель в следующем году иметь до 40% рынка.
«Фактически, для клиента рынок упал в 3-4 раза. Если до этого у нас на рынке было 40 марок автомобилей, то теперь осталось 14. Понятно, что часть потребностей закрывают параллельный импорт и остатки на складах, но предложение для клиентов, конечно, снизилось существенно», – пояснил член совета директоров автомобильной группы «Июль». Также эксперт дал прогноз, что будет происходить с автобизнесом в 2023 году. По его словам, мы увидим ещё новые китайские бренды, а также электромобили.
«В 2023 году мы увидим ещё новые бренды китайских автомобилей, например, Omoda, который уже продаётся, плюс развиваются электромобили, есть даже российский бренд Evolute, автомобили от которого собираются в Липецке. В общем, новые бренды будут появляться на рынке, о которых мы ещё не слышали», – подчеркнул Деткин.