Выживание в эпоху турбулентности: как не потерять бизнес с приходом Covid
Мы живем в эпоху турбулентности. С каждым днем мир становится все более непредсказуемым, нестабильным и местами непонятным. Поэтому каждому предпринимателю важно вовремя подстроиться под современные реалии и ежедневно находить пути решения проблем.
О том, как управлять бизнесом в условиях неопределенности, и кто в нынешнее время является настоящим руководителем – рассказала РБК Пермь основатель торговой марки «HOBO CODE», генеральный продюсер телеканала РБК Пермь и Девятка ТВ Киров Наталия Попова.
РБК Пермь: Как пандемия изменила предпринимательство. Портрет пострадавшего?
Наталия Попова: В основном пострадавший – это тот, кто не успел быстро перестроиться. Я знаю большое количество бизнесов, которые попадали под определение запрещенных во время пандемии, то есть они были закрыты, но люди быстро сориентировались, нашли новые пути продвижения и продажи себя. Я знаю огромное количество бизнесов, которые совершенно спокойно могли работать, но при этом серьезно «просели» в период пандемии, потому что не смогли сгруппироваться.
Для кого-то пандемия оказалась точкой роста?
Да. Все, что связано с продажей продуктов питания. У меня много друзей и знакомых, которые развивались в период пандемии, потому что люди сидели дома и ели, в том числе, заедали стресс. Неплохо чувствовала себя швейная отрасль, потому что средства индивидуальной защиты шили практически все швейные предприятия, которые успели перестроиться. Ну, и конечно, легче всего пандемию перенесли отрасли с уже сформированной онлайн-стратегией.
Горизонт планирования уже неактуален? Нужно делать здесь и сейчас?
У больших компаний все еще остается такое понимание, как горизонт планирования. В любом случае суперкорпорации не могут без этого обойтись. Но еще задолго до пандемии появилась тенденция ситуативного планирования.. Могу сказать по своему бизнесу, три года назад я села, создала маркетинговый план на год, стратегию и потом я ни разу не открыла этот план. Потому что рынок показал, что планирование в нашу эпоху – это здесь и сейчас. Особенно это касается рынка B2C, на котором ты общаешься с конечным потребителем.
Здесь и сейчас ты смотришь на то, как рынок реагирует на твой продукт. Здесь и сейчас ты смотришь, какие тренды есть в продвижении этого продукта. Здесь и сейчас ты это делаешь. В моем бизнесе маркетинговое продвижение формируется каждый день.
Выживут те, кто сможет адаптироваться и творчески подходить к процессу?
Конечно. Причем когда мы говорим про творчество в бизнесе, я не имею в виду творческие виды бизнеса. Я говорю о том, что в любом бизнесе, даже в самом консервативном, есть место творчеству. Творчество касается именно создания бизнес-направлений и бизнес-идей. Если вы откроете ТОП самых прибыльных бизнесов последнего десятилетия, я думаю, что вы увидите именно те бизнесы, которые связаны с идеями – то есть инновационный бизнес.
У вас есть своя методика по повышению КПД в бизнесе. Опишите, пожалуйста, тезисно.
В чем заключается основной смысл. Доктрина первая – не ищите идеи в себе. Если говорить начистоту, то внутри нас нет ничего. Все идеи витают вокруг. Поэтому нужно просто быть открытым к окружающему миру – жадно ловить все. Любой опыт, который сейчас есть, дает толчок для создания чего-то нового, необычного и действительно того, что нужно людям.
Второй момент – не нужно бояться ничего нового. Ни для кого не секрет, что большинство бизнесменов – это взрослые, сформировавшиеся и, соответственно, консервативные люди. Очень часто именно это мешает им развиваться.
Онлайн-продвижение набирает темпы. В этом году оно актуально как никогда.
Сейчас все находится в онлайн. Вся основная жизнь, продажи, продвижение находятся в онлайн. Причем сейчас онлайн до такой степени многогранен и разнообразен, если вы по-прежнему ограничиваетесь продвижением своего продукта в Яндекс директе, то это тупиковая ветвь развития. Это то, что уже совершенно никого не цепляет, не впечатляет и требует большого количества денег, а результата большого не приносит.
Какой сейчас потребитель и как завоевать его сердце?
Потребитель еще до пандемии начал радикально меняться. Если раньше люди покупали продукты, которые им нужны, то сейчас рынок до такой степени перенасыщен, что даже в категории продуктов, которые вам нужны, вы выбираете производящие впечатление. Есть такой магазин – там все по 50 (или уже по 100), там столько ерунды, но она вся такая розовая и блестящая. В итоге ты ничего не планировал покупать, а выходишь с целой корзиной это дребедени. Это яркий пример того, что люди покупают неотразимые продукты.
Предприниматели, которые «провалились» в ковидный год могут родиться заново?
Настоящий предприниматель всегда возрождается заново. У меня есть пример, которому я следую в предпринимательской деятельности – Walt Disney. Он разорялся колоссальное количество раз. Это человек, который в каждом своем проекте балансировал между крахом и грандиозным успехом. Даже когда его новые начинания с треском проваливались, он буквально на следующий день воскресал и начинал новый проект. Поэтому настоящего предпринимателя просто так не убьешь.
Кто такие успешные лидеры в вашем понимании?
Портрет лидера тоже очень сильно меняется. Если раньше хорошим руководителем считался управленец с крепкой теоретической базой, с большим опытом работы, то сейчас все-таки хороший лидер – это человек, который сам продуцирует идеи и создает внутри своей компании условия для бизнес-творчества.
Но каким образом это делать и как не утонуть в рутине?
Нужно учиться делегировать. Все, что может сделать кто-то другой, должен делать кто-то другой. Главная задача лидера – искать новые горизонты.