Утилизационный сбор, 01 окт, 08:21

Будет спад: как новый расчет утильсбора повлияет на авторынок Приморья

Импортеры ожидают кратковременный застой, особенно в премиальном и среднем сегментах
Читать в полной версии
Фото: Уссурийская таможня

С 1 ноября в России изменится принцип расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей, если соответствующий закон будет принят. Базовая ставка в таком случае будет зависеть от типа и объема двигателя, но при этом станут учитывать и мощность в лошадиных силах — она повлияет на повышающий коэффициент по прогрессивной шкале. Льготный сбор для физлиц, которые импортируют иномарки для личного пользования, все еще действует. Его распространят на машины мощностью до 160 л.с. и объемом двигателя меньше 3 л.

В интервью ТАСС министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов рассказал, что на автомобильный рынок в стране новый принцип расчета повлияет незначительно. Однако дальневосточный бизнес, который в первую очередь сосредоточен на импорте машин из-за границы, считает иначе и предрекает кратковременный застой в отрасли.

Обновленная система

«На примере динамично растущего авторынка 2024 года: когда было реализовано на 47% больше легковых автомобилей, чем в 2023 году, физлицами было ввезено порядка 218 тыс. машин с мощностью двигателя свыше 160 л.с. Это всего 11% от общего объема российского рынка легковых автомобилей за прошлый год и 16% от всех импортированных в Россию легковых автомобилей», — заявил глава Минпромторга.

Он подчеркнул, что доля машин, на которые будет распространяться новый способ расчета, мала для того, чтобы это значительно отразилось на рынке и стоимости автомобилей. По словам Алиханова, в большей степени повышение утильсбора коснется иномарок, которые поставляются по параллельному импорту, люкс-сегмента и тех брендов, которые из-за санкций прекратили свою деятельность в РФ.

Объяснил министр и принцип выбора показателя мощности для применения повышающих коэффициентов. В ведомстве считают, что выбор машин с мощностью меньше 160 л.с. обширен, и, зачастую, у производителей есть разные модификации одной и той же модели или автомобили-аналоги. При этом сейчас на рынке имеется существенный перекос, который сформировался за счет льготы для физлиц, а также санкций и поэтапного повышения утилизационного сбора.

Сумма утильсбора для физических лиц, которые везут машину из другой страны для личного пользования, останется той же — 3,4 тыс. руб. за новый автомобиль и 5,2 тыс. руб. за автомобиль старше трех лет. При ввозе машины с двигателем больше 3 л. владелец платит полный коммерческий утилизационный сбор.
«Если в августе 2024 года доля ввоза частными лицами составляла 36% от общего объема импорта новых автомобилей, то в августе текущего года этот показатель вырос уже до 72%. Это показатель прямого перехода рынка в серый, нецивилизованный сегмент, в котором участники процесса также пренебрегают уплатой положенных налоговых платежей, являясь по сути полноценными коммерческими игроками», — высказал мнение Алиханов.

Что касается «сужения» некоторых сегментов, в том числе высокопроходимых машин, которые используются в труднодоступной местности Сибири, Дальнего Востока и Арктики, а также семейных и предпринимательских минивэнов и полноценных кроссоверов, то, по словам министра, их можно заменить отечественными аналогами или авто, которые собирают на территории России.

Что говорит рынок

Генеральный директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский, основываясь на собственной статистике, оценил нынешнюю долю машин с мощностью свыше 160 л.с. в структуре импорта более чем в 50%. По его словам, пересмотр принципа расчета утильсбора повлияет на рынок и стоимость машин, а также заставит покупателей переориентироваться на менее мощные модели, чтобы сэкономить.

«Если ориентироваться на статистику Минпромторга, и считать, что таких машин (с мощностью 160 л.с — прим. ред.) меньше, то в любом случае люди, которые их покупают и имеют определенные требования к автомобилям, будут вынуждены подстраиваться. Они либо будут платить, но я не вижу вариантов, в которых человек будет готов отдать сумму, соизмеримую практически со стоимостью самой машины, либо выбирать другие модели», — прокомментировал предприниматель.

Он также отметил, что так как Дальний Восток и Сибирь «избалованы» качеством автомобилей, предлагаемый вариант смены иномарки на отечественную машину на этих территориях крайне маловероятен.

При этом Клатаевский подчеркивает, что у потребителей все-таки останется выбор: человек по-прежнему сможет заказать для себя без переплаты «малолитражку», компактный кроссовер, доступными останутся некоторые варианты минивэнов. Однако популярные сегменты однозначно сократятся, а сильнее всего пострадают клиенты, которые были готовы заказывать иномарки премиум-класса.

«В премиальном сегменте мы теряем огромное количество интересных автомобилей, на которых люди тоже ездят. Пострадает, в первую очередь, средний класс, не все будут готовы переплачивать. Но рынок адаптируется, кто может и хочет, будет платить. Но в краткосрочной перспективе — это стресс для рынка, клиент отреагирует тем, что просто перестанет покупать. Людям нужно время на «принятие», и, к сожалению, мы зайдем в низкий сезон практически без продаж премиального сегмента. Что-то, возможно, изменится во втором квартале следующего года, раньше я этого даже не прогнозирую», — поделился импортер.

По мнению Клатаевского, для более «мягкого» достижения необходимых результатов, расчет по параметру мощности можно было бы заменить банальным увеличением ставки. Так была бы обеспечена наполняемость казны, но при этом у потребителя остался бы больший выбор моделей, которые можно было бы привезти по льготной ставке утильсбора.

Ранее РБК Приморье писал, что впервые о внедрении параметра мощности в расчет утилизационного сбора заговорили в июле текущего года. Тогда уточнялось, что мера позволит получить дополнительные источники доходов для дофинансирования льготных программ в автопроме. Получить с нового утильсбора власти планировали от 40 до 60 млрд руб.

Правовая профилактика за 30 минут: как защитить бизнес без юристов
Сладость или гадость: чем можно заменить сахар и насколько это безопасно
Американским беби-бумерам принадлежат $80 трлн. Почему это злит молодежь
Должник умер: как взыскать деньги и имущество с его наследников
Триггерный маркетинг «как из Pinterest» — когда это работает
ФНС против четырех новых налоговых схем. Кейсы
Для занятых руководителей: что такое мини-MBA и какие навыки она дает
Деловая активность сжимается полгода. Почему растет только треть отраслей