Приморский край, 05 фев, 02:43

Китайские электрокары захватывают Запад, но не Дальний Восток

Как азиатские машины становятся европейскими, и почему их так мало на ДВ, рассказали эксперты
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Азиатские европейцы

Сразу два китайских авто вышли в финал конкурса «Европейский автомобиль года – 2024». Первый – BYD Seal, который уже прозвали «убийцей Tesla». За стиль бренда отвечает Вольфганг Эггер, в прошлом главный дизайнер Alfa Romeo, Audi и Lamborghini. Второй финалист – некогда шведский Volvo с моделью EX30 на платформе концерна Geely. Конкуренцию им составляют: Kia, Peugeot, Renault, Toyota и BMW. Причем только последние 2 работают на ДВС, остальные – электрокары. «Зеленые» автомобили в тренде, и тут китайцы впереди планеты всей. Honda, Volkswagen и Tesla ездят на батареях «made in China», правда, эти бренды для европейцев дороговаты, и все чаще они выбирают китайских производителей.

Видео: РБК Приморье

Магия маленьких чисел

У нас спрос на экологичные авто пока небольшой: в структуре отечественного авторынка по итогам прошлого года они заняли чуть больше 1%, но если оценивать динамику роста, то цифры впечатляют. По данным «Автостат Инфо», в 2023 году в России электрокаров было продано на 371,5% больше, чем годом ранее. Лидером стал Zeekr 001, на втором месте Voayh Free. Третий результат у отечественного бренда Evolute с моделью I-Pro. Но, по сути, он тоже китайский – это Dongfeng с российскими шильдиками. И все же, по мнению приморского автоэксперта Владимира Шестака, вокруг электрокаров в России больше шумихи, чем реальных показателей успешных продаж.

«То, что сейчас происходит в мире электромобилей это как Парижская неделя моды: все смотрят, все восхищаются, но к реальной жизни это не имеет никакого отношения. <…> У нас в целом в России объем продаж электромобилей 1,3%. Это, по сути, ничто – на уровне погрешности. Мы в самом начале пути. Вообще в мире продается порядка 10% электромобилей, если вместе с гибридами – 15%. Но, конечно, это новый тренд. Если посмотреть, то 10 лет назад у нас продалось около 111 электромобилей, а сейчас 14 тыс. Движение идет, но это магия маленьких чисел», – заявил генеральный директор компании «Альтаир-Авто» Владимир Шестак.

Он отметил, что секрет успеха китайских брендов в европейской инженерии и дизайне. Модели, которые внезапно появились на рынке, на самом деле разрабатывались не один год.

«Всем кажется, что Zeekr появился внезапно, потому что бренд основался в 2021 году. Но Geely разрабатывала его еще с 2016 года: наняли огромное количество дизайнеров из Mercedes, Audi, Bentley. Но самое главное – это платформа. Они разработали платформу, в которую вложили больше 20 млрд юаней, это около 250 млрд руб. И на этой платформе сейчас «сидят» и Zeekr, и Smart, и Volvo, некоторые модели Mercedes-Benz на ней будут выходить. Платформу сделали капитально, ее разрабатывали инженеры, которые работали в Volvo больше 20 лет», – рассказал эксперт.

Однако для дальневосточников этих аргументов недостаточно. Продажи электромобилей в этом регионе не будут расти, пока не появится полноценная инфраструктура, уверен Владимир Шестак. К тому же самим китайцам этот рынок в плане продвижения «зеленых» автомобилей не интересен. Здесь гораздо выгоднее продавать подержанные машины с ДВС. Стране, в которой переход на экологичный транспорт является приоритетной госпрограммой, надо как-то избавляться от бензиновых кроссоверов, седанов и пикапов.

«Россия – это просто подарок для Китая. Здесь куча людей, которые не рассматривают электромобили, не рассматривают гибриды, нашим водителям нужны машины с ДВС. Ну как этим не воспользоваться?», – выразил мнение представитель приморского бизнеса.

Замена правому рулю

На китайские машины с ДВС дальневосточники обратили внимание летом 2023 года после того, как Япония ввела экспортные санкции в отношении России. Несмотря на любовь к правому рулю, местный рынок начал перестраиваться.

«По долгу службы я часто общаюсь с предпринимателями Приморского края. Действительно, многие начали заниматься этим видом бизнеса – поставлять на рынок Российской Федерации и Приморского края автомобили из Китая. Учитывая ситуацию, которая сложилась с японскими автомобилями в августе, конечно же, часть предпринимателей переориентировались и теперь занимаются поставками именно китайских автомобилей. Если посмотреть на дороги Приморского края, их довольно много становится. Я думаю, этот рынок будет только расти, у него очень большие перспективы. По информации, которая поступает от предпринимателей, качество сборки довольно хорошее и по многим показателям даже превосходит японские автомобили. Понятно, что нужно какое-то время, но, думаю, через год или два наши покупатели переориентируются на автомобили из Китая», – рассказал министр экономического развития Приморского края Андрей Блохин.

Болезни роста

Пока дальневосточники думают и присматриваются, западные регионы страны уже вовсю ездят на китайских машинах. За минувший год Поднебесная нарастила экспорт автомобилей в Россию более чем в 7 раз. Но, как следствие, возникли «болезни роста»: запчастей на такие объемы стало не хватать, а между тем обращаемость владельцев китайских иномарок в сервисные центры увеличилась. Однако представитель приморского авторынка заверил, что повода для беспокойства нет.

«Переживать не стоит, ибо китайские автомобильные бренды – единственные производители, которые имеют свои склады в России <…> И даже если чего-то нет на складах Дальнего Востока, на центральных складах 100% есть. А до нас авиадоставкой эта запчасть доходит за 2-3 дня. Учитывая объем машин, который поставляется в Россию, производители делают запас запчастей, кузовных элементов и прочего. Если с европейскими брендами действительно есть проблемы – запчасти надо искать, то с китайскими этого нет», – заявил заместитель генерального директора компании «Успех-Авто» Сергей Ивлев.

Тем не менее, в Российской ассоциации автодилеров признали проблему дефицита запчастей для китайских авто. Правда, уточнили, что в большей степени она коснулась не ходовых, а редких деталей. По прогнозу экспертов, ситуация выровняется через пару лет. Крупные сети уже заполняют склады, новички заявили о формировании систем хранения. Похоже, самих китайцев «болезни роста» отрасли не особо волнуют: они продолжат увеличивать объемы производства машин и активно продвигают свои бренды. Сейчас на российском рынке представлено порядка 100 моделей автомобилей из Поднебесной, в 2024 году обещают от 30 до 45 новинок, в том числе те самые Volvo EX30 и BYD Seal, которые претендуют на звание «Лучший европейский автомобиль года».

Полный обзор с комментариями экспертов смотрите в видеоверсии программы.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
Не заметить нельзя: как руководителю реагировать на буллинг