Приморский край, 09 янв, 06:01

Приключения «золотого ключика»: как ставка ЦБ вернулась в прошлое

Значения ключевой ставки в конце 2025 года сравнялись с первой половиной 2024-го
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Ключевая ставка Банка России начала свой резкий взлет в июле 2024-го, поставила рекорд на высоте 21% годовых, и пошла на плавное снижение спустя ровно год. В итоге к самому концу 2025-го она вернулась к показателям 1,5-годичной давности – опустилась до 16%. РБК Приморье отслеживал путь «ключа» на протяжении этого времени и предлагает вспомнить, что говорили эксперты на этот счет в течение последних 12 месяцев.

Период бурного роста

Резкий рост ставки начался раньше 2025-го, но важно зафиксировать этот период, так как стартовой чертой тогда являлись 16% годовых. С 26 июля 2024 года совет директоров Банка России (Центробанк, ЦБ) принял решение повысить ставку сразу на 200 б.п., до 18% годовых. Напомним, что ключевая (базовая) ставка – это процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам и принимает от них деньги на депозиты. Таким образом она влияет, среди прочего, на стоимость кредитов, которые банки выдают обычным потребителям и бизнесу. Чем выше «ключ», тем дороже кредитование и тем дороже деньги в целом. Для регулятора это важный механизм воздействия на инфляцию. Высокая ставка охлаждает спрос в экономике, а в итоге должен замедлится и рост цен.

Фото: Банк России

Летом 2024-го в ЦБ объясняли резкий рост ставки в первую очередь именно ускорением инфляции – она поднялась существенно выше апрельского прогноза (годовая инфляция выросла до 9%). Рост внутреннего спроса на товары и услуги опережал возможности расширения предложения. Банк России выбрал курс на ужесточение денежно-кредитной политики, рассчитывая, что годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2025 году. После этого прогнозы не раз корректировались, а ключевую ставку поднимали еще дважды – в сентябре и октябре – до 21% годовых. Таким образом она превзошла пиковые значения 2022-го, когда «ключ» на короткое время подняли до 20% после резкого всплеска инфляции «из-за кардинального изменения внутренних и внешних экономических условий».

«Политика ЦБ по принципу «давайте бороться с инфляцией повышением ставки» – это очень интересный эксперимент. Вот у физиков все очень легко: построил какой-нибудь коллайдер, сталкивает там частицы, смотрит, что будет, и записывает результаты. А экономистам тяжело с экспериментами, потому что дорого и сложно. А тут Центральный банк всем, кто занимается экономикой, вот такой эксперимент в реальном времени подарил. Как в анекдоте: у меня для вас две новости — плохая и хорошая. Хорошая — болезнь назовут вашим именем. Вот текущую экономическую ситуацию назовут нашим именем. Смотрим, изучаем, будем описывать», – говорил об итогах года и неопределенности будущего кандидат экономических наук, руководитель Приморской лаборатории Института экономических исследований ДВО РАН Максим Кривелевич.

Время «продления ключа»

Ключевая ставка в 2024–2025 годах оставалась высокой гораздо дольше, чем в 2022-м. Совет директоров ЦБ оставлял «ключ» на уровне 21% на четырех заседаниях подряд. По оценке Банка России, к середине декабря 2024 года годовая инфляция продолжала расти, увеличившись до 9,5%. Она достигла своего пика в марте 2025-го – 10,3%. При этом в первом квартале года рост цен с поправкой на сезонность уже начал замедляться. Это стало одним из первых сигналов предстоящего снижения «ключа».

Хотя для определения ключевой ставки эксперты ЦБ анализировали не только рост цен. Другими важными факторами являлись ситуация на рынке труда, внешнеполитическая обстановка и инфляционные ожидания населения, которые продолжали оставаться высокими. Отметим, что в Приморском крае ситуация на тот момент несколько отличалась от общероссийской.

«В марте годовая инфляция в Приморском крае замедлилась до 9,9%, и это ниже, чем в целом по России. Во многом это произошло из-за того, что в марте цены в нашем крае выросли меньше по сравнению с предыдущим месяцем, чем в среднем по стране. Это, например, было связано с тем, что в крае подешевели зарубежные туристические поездки из-за укрепления рубля и возобновления прямых авиарейсов из Владивостока в отдельные страны Юго-Восточной Азии, а по России цены на туристические поездки за рубеж, наоборот, значительно подорожали. Также в марте в Приморском крае снизились цены на плодоовощную продукцию, в то время как в целом по стране они продолжили расти. Это связано с тем, что на рынке края преобладают импортные овощи и фрукты, цены на которые в значительной степени зависят от изменения курса рубля. В последние месяцы рубль укрепился, и отдельные импортные товары, в том числе овощи и фрукты, подешевели», – рассказывала весной 2025 года советник экономического управления Дальневосточного главного управления Банка России Алина Новопашина.

Плавное снижение

Переломный момент наступил 6 июня 2025 года, когда в ЦБ приняли решение снизить ключевую ставку на 100 б.п. – с 21% до 20% годовых. При этом риторика Банка России продолжала оставаться жесткой. Глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила о необходимости продолжения выбранного курса денежно-кредитной политики.

На тот момент главной целью являлась 4-процентная инфляция в 2026 году. Достижению этого показателя, опять же, препятствовали такие факторы, как геополитическая обстановка, дефицит кадров на рынке и недостаточный рост производительности труда. Инфляционные ожидания россиян по-прежнему оставались высокими – население страны рассчитывало на дальнейший рост цен и тогда, когда он уже пошел на спад, по данным официальной статистики.

«Давайте решим такую задачу – измерим температуру на улице. Мы выйдем, я вас спрошу — какая температура? Вы скажете – 20 градусов, а термометр, например, покажет 22. От того, что на термометре 22 градуса, вам не станет теплее, вы как чувствовали, так и чувствуете. <...> Рост цен – это объективная реальность, это процесс. Измерить рост цен с абсолютной точностью невозможно, это очень трудоемко. Росстат считает инфляцию, измеряя цены на тысячи конкретных товаров и услуг в соответствии с методиками, которые вы можете посмотреть на сайте Росстата. А люди ориентируются на свое потребительское поведение. Результаты получаются разные, но это – разница в методиках, а не в процессе. Процесс – это рост цен. И за много лет наблюдений мы видим, что инфляция, измеряемая Росстатом, и инфляция, наблюдаемая людьми, изменяются очень похоже, а это говорит о том, что если инфляция Росстата замедлится, то и люди увидят это замедление», – объяснял это расхождение главный экономист Экономического управления Дальневосточного главного управления Банка России Антон Гулевич.

25 июля 2025 года совет директоров Банка России вновь принял решение снизить ключевую ставку – сразу на 200 б.п., до 18% годовых. Годовая инфляция, по оценке на 21 июля, составляла 9,2%. На заседании от 12 сентября было объявлено новое понижение «ключа» – до 17% годовых. Последнее решение хоть и стало очередным послаблением, но не соответствовало прогнозам экспертов и ожиданиям бизнеса: аналитики рассчитывали на снижение в размере 200 б.п., а в итоге ставку уменьшили на 100 б.п. Отметим, что высокая ключевая ставка замедляет не только инфляцию, но вместе с ней экономику и производство в целом, снижает покупательную способность населения.

«Центробанк хотел бы избежать дальнейшего роста инфляции, поэтому готов пожертвовать экономическим ростом и рисками сильной стагнации в экономике. В связи с этим Банк России нередко подвергается критике, в том числе со стороны бизнеса, Минфина и многих чиновников, считающих стабильный экономический рост, благосостояние и сбалансированный бюджет приоритетными. Такой же точки зрения придерживается и научное сообщество, многие ученые считают, что текущие действия ЦБ РФ, а также избыточно высокая ставка скорее вредят, чем помогают», – отмечал кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ВВГУ Андрей Корень.

На следующем заседании, 24 октября, совет директоров Банка России принял решение опять снизить ключевую ставку, но лишь на 50 б.п. – до 16,5% годовых. Регулятор подчеркивал, что период проведения жесткой денежно-кредитной политики пока не подходит к своему завершению.

«Несмотря на некоторое замедление роста экономической активности, перегрев в экономике сохраняется. Об этом, в частности, свидетельствуют сохранение напряженности на рынке труда и исторические минимумы безработицы. Среди иных аргументов [при выборе текущего курса Банка России по ключевой ставке] – сохранение инфляционных ожиданий на повышенном уровне и рост проинфляционных рисков», – комментировал итоги октябрьского заседания заместитель начальника Дальневосточного главного управления Банка России Денис Давыдов.

Конец года и планы на 2026-й

После октябрьского решения ЦБ эксперты ожидали продолжения «ключевой оттепели». Ряд факторов, среди которых назывались и темпы замедления инфляции, указывал на целесообразность этого решения. Однако аналитики не пришли к единому мнению по поводу того, как сильно должен снизится «ключ» – прогнозы варьировались от 16% до 15,5%.

«Траектория инфляции складывается ниже годового прогноза ЦБ – вероятно, она будет в диапазоне 6-6,5%, и даже не исключено, что может уйти ниже 6%. По нашему мнению, это практически бесспорный аргумент для продолжения снижения ключевой ставки – в противном случае реальная ключевая ставка будет расти, приводя к избыточному ужесточению денежно-кредитной политики», – говорила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Последовавшее в итоге снижение «ключа» соответствовало более осторожным прогнозам – его провели на 50 б.п. То есть 19 декабря совет директоров Банка России снизил ключевую ставку до 16% годовых. Таким образом «ключ» сделал полный оборот за полтора года, вернувшись к значениям первой половины 2024-го.

Годовая инфляция, по оценке ЦБ на 15 декабря, составила 5,8%, а по итогам 2025 года она действительно ожидалась на уровне ниже 6%. Такой рост цен называли минимальным за последние пять лет. При этом осторожность принятого регулятором решения объяснялась не столько текущей экономической ситуацией, сколько грядущими переменами. Среди них на первом месте стояла общероссийская налоговая реформа – с января 2026 года было запланировано повышение НДС с 20% до 22%, а также ряд других нововведений с целью пополнить бюджет страны.

«В начале следующего года нас ожидает временное ускорение инфляции, связанное с повышением НДС. Отдельные компании начали корректировать цены с учетом этого уже в декабре, но основное влияние еще впереди. В то же время некоторые предприятия, напротив, в конце года стремятся быстрее распродать имеющиеся запасы в преддверии повышения НДС, предлагая покупателям привлекательные ценовые условия, что может оказывать временный дезинфляционный эффект. В январе на цены будет влиять и дополнительная индексация тарифов на жилищно-коммунальные и другие регулируемые услуги. С учетом уточнения параметров индексаций влияние разовых факторов на инфляцию в следующем году может быть больше, чем мы оценивали в октябре», – отмечала в ходе декабрьской пресс-конференции председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

По оценке ЦБ, после исчерпания влияния повышения НДС, индексации регулируемых цен и тарифов дезинфляция продолжится. Но риторика регулятора все еще остается жесткой. Существующие проинфляционные риски могут потребовать «пауз в движении ставки». По словам Набиуллиной, «снижения в режиме автопилота» не будет, а то, в какой степени оно продолжится, зависит от темпов замедления инфляции и инфляционных ожиданий страны.

Курс на санацию. Почему банкротства в 2026 году станут оздоровительными
«Вы – настоящий гений!»: какие комплименты – табу в деловой сфере
Демографическая зима. Почему Россия стареет и как это остановить
Налоговая реформа-2026: что учесть малому бизнесу
Как изменились инвестиции российских миллионеров и чего ждать в 2026 году
Кошмары Сэма Альтмана: чего боятся разработчики ChatGPT
Как «королева чипов» Лиза Су возглавила AMD и планирует обогнать Nvidia
Топ-менеджеры — главный ресурс фирмы. Как эйчару уберечь их от истощения