Поставили «перекрест»: что пошло не так при введении новых энерготарифов

С 20 февраля 2025 года Правительство России предоставило всем регионам страны право применять повышающий сезонный коэффициент 1,8 при расчете границ потребления электроэнергии населением. Это был ответ на возмущение жителей частных домов после введения с января новых дифференцированных тарифов – из-за их более высоких «потолков» суммы в квитанциях за первый месяц года выросли в среднем в 1,5 раза. Теперь по январским квитанциям за свет гражданам должны предоставить перерасчет. Однако проблема, бороться с которой было призвано новое тарифное меню, осталась нерешенной – это так называемое перекрестное субсидирование, когда бизнес платит за электричество вместо населения. Только в Приморском крае величина «перекрестки» к 2025 году составила 6,9 млрд руб.
Больше 30 лет на «перекрестке»
Перекрестное субсидирование – это вид ценовой дискриминации, при которой заниженный уровень тарифов для одной категории потребителей компенсируется увеличением для других. Этот процесс можно проследить в различных сферах – межотраслевой «перекресткой», например, является перенос затрат по газификации субъектов РФ на крупных потребителей топлива. Но в данном случае рассматривается дискриминация между группами потребителей (население и «прочие» потребители) в стоимости услуг по передаче электроэнергии.
Как отмечают эксперты, цены на электричество в СССР отражали реальные издержки, связанные со снабжением потребителей. Однако в период экономического спада в начале 1990-х годов российским правительством были приняты новые меры социальной поддержки населения – в том числе сдерживание цен на свет. Рост издержек сетевых предприятий компенсировался за счет роста стоимости электроэнергии для промышленных потребителей, и органы власти это устраивало, так как не требовало чрезмерного бюджетного субсидирования. Однако уже в 1997 году правительство РФ утвердило первый график ликвидации перекрестного субсидирования – с этого момента началась 28-летняя борьба, в которой «перекрестка» не собирается сдаваться.
В 2013 году понятие «перекрестное субсидирование» официально закрепили в ФЗ «Об электроэнергетике». Как передавал «Коммерсантъ», аналитики Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» тогда подсчитали, что дополнительная нагрузка на крупных промышленных потребителей была эквивалентна потере 3,6% роста промпроизводства (сопоставимо с годовым приростом на тот момент) и потере 0,8% ВВП. Тогда же была утверждена стратегия развития энергосетевого комплекса РФ, предусматривающая сокращение «перекрестки» до 2022 года к уровню 45–50 млрд. руб. «за счет постепенного повышения тарифа для наиболее обеспеченных домохозяйств».
Однако, по данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), в 2022 году общероссийские объемы перекрестного субсидирования составили 249,8 млрд руб., а весной 2024-го они обновили исторический рекорд – 300,6 млрд руб. Как сообщал первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, к весне 2025-го эта цифра составляет уже 340 млрд.
«Объем перекрестного субсидирования, учтенный в тарифах, сложился на 2024 год в размере 6,5 млрд руб., на 2025 год – 6,9 млрд руб. Увеличение размера перекрестного субсидирования между группами потребителей связано с ростом электропотребления населением более высокими темпами, чем потребление электрической энергии прочими потребителями края», – рассказали РБК Приморье в Агентстве по тарифам Приморского края.
Почему начали «закручивать» тарифы
РБК Приморье уже писал, что потолки диапазонов дифференцированных тарифов на свет, которые в обязательном порядке действуют в России с 1 января 2025 года, были предложены ФАС России и закреплены отдельным постановлением Правительства РФ. Верхнюю границу «экономически обоснованного» тарифа установили в 6 тыс. киловатт-часов в месяц, а для первого «льготного» она должна составлять не менее 65% от этого значения. Более того, ФАС предлагала понижать потолок первого диапазона до 1,2 тыс. киловатт-часов в месяц с учетом региональных особенностей.
По расчетам антимонопольной службы, установленные с января границы должны были сократить перекрестное субсидирование на 20−30%. В филиале «Дальэнергосбыт» ПАО «ДЭК» редакции подтвердили, что на региональном уровне не было возможности отступить от установленных в Москве границ.
«Гарантирующий поставщик ДЭК ничего сам корректировать в части границ [тарифных диапазонов] не может – строго руководствуется решением Агентства по тарифам Приморского края. При этом Агентство по тарифам Приморского края не может утвердить диапазоны выше предельного максимального уровня, заданного постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2024 года № 1469. Максимально допустимые границы диапазонов потребления для населения: для первого диапазона не более 3,9 тыс. кВт-ч/мес., для второго – не более 6 тыс. кВт-ч/мес.», – сообщили в пресс-службе.
На самом деле эксперимент с дифференцированными диапазонами начался раньше, с 2021 года, но применялись они на добровольной основе и были внедрены лишь в нескольких регионах. С 1 января 2024-го переходить на дифтарифы предлагали более настойчиво: всем субъектам РФ, которые хотели увеличить нагрузку на бизнес сверх установленной государством предельной величины перекрестного субсидирования – например, это 5,35 млрд руб. для Приморского края. Однако к апрелю 2024 года, когда такой механизм применялся уже в 57 регионах, эксперты НИУ ВШЭ пришли к выводу, что принятые меры неэффективны – как раз из-за того, что на тот момент не были прописаны четкие правила определения тарифных границ. Так, 62% субъектов установили потолок «льготного» диапазона на комфортном как для больших, так и для малых домовладений уровне в 10–15 тыс. кВт-ч/мес (позже к этой группе присоединился и Приморский край). В результате объемы «перекрестки» на всех территориях, где вводили дифференциацию, выросли на 5%.
«Часто можно услышать аргумент о том, что перекрестное субсидирование – это очень эффективная мера социальной поддержки, которая позволяет системно снизить бремя расходов на коммуналку для населения, поддержав самые уязвимые слои граждан, не прибегая к избыточным тратам из бюджета. И действительно, если мы посмотрим на уровень перекрестного субсидирования, то он существенно превышает объемы бюджетных расходов на адресные субсидии. Однако эта математика довольно лукавая. Перекрестное субсидирование распространяется пропорционально удельному объему потребления, а уровень потребления, как правило, растет пропорционально доходу семьи. В связи с этим более обеспеченные домохозяйства получают большую часть этой субсидии. Что не соответствует цели социальной поддержки, безусловно. Поэтому повышению перекрестки, скорее всего, обрадуются бизнесмены, которые заряжают три электрокара в загородном доме с обогреваемым бассейном, чем мать-одиночка, которая перебивается нестабильными заработками», – говорил директор Центра исследований в электроэнергетике ИЭиРИО НИУ ВШЭ, к.э.н., Сергей Сасим.
Вред усредненного потребления
Эксперты давно подсчитали финансовые преимущества перекрестного субсидирования для регионов. Из-за разности балансовых показателей удельная нагрузка на бизнес всегда ниже, чем удельная недоплата населением до экономически выгодных тарифов. Для того, чтобы снизить тариф для прочих потребителей на 1 копейку на кВт-ч, нужно поднять тариф для населения на 2,1 копейки. А чтобы обеспечить полную ликвидацию перекрестного субсидирования средневзвешенный тариф для населения должен вырасти в 1,5–2 раза в зависимости от региона. На такое ФАС и федеральные власти не пошли – уводить страну с «перекрестки» решено постепенно (в среднем сокращать объемы на 2,3 млрд руб. в год).
Но, очевидно, чиновники прислушались и к другим выводам науки. Так, средний уровень электропотребления домовладений в России, по данным статистики, составил 206 кВт-ч/мес. – год назад этой норме соответствовал только Калининград. Такую усредненную цифру, например, представили на комитете по энергетике Госдумы, когда принималось решение о дальнейшей дифференциации электропотребления. Если принимать данную цифру за истину, то 3,9 тыс. кВт-ч/мес. (первый диапазон потребления) может показаться внушительным и достаточным.
«Федеральные органы власти очень часто руководствуются искаженными представлениями о том, что происходит в стране, и как живет население Российской Федерации. У нас есть пример с инфляцией – заявленной и той, что мы видим, когда приходим в магазин. <...> Плюс, нужно понимать, что Правительство РФ и Госдума смотрят некие средние показатели, и те, кто работает на местах, те, кто представляет население, должны активно доказывать и показывать, что каждый край имеет свою специфику. Что показатели по стране разные – нельзя смотреть на что-то среднее. Почему-то представители депутатского корпуса [в Государственно Думе], как я понимаю, в этом обсуждении участвовали неактивно: не рассказывали, не показывали, не объясняли на подходе этих законопроектов в первом и втором чтении о том, что есть в регионах некоторые моменты и нельзя всех ровнять под одну гребенку», – отмечает руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Приморского края, председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Андрей Андрейченко.
Много говорилось в процессе принятия решений о региональной специфике, но в постановлении Правительства РФ, установившем жесткие потолки тарифов, отражена она не была – максимальные границы диапазонов обсуждению не подлежат. При этом, если смотреть на регионы ДФО, год назад в Приморье, Забайкалье и Амурской области предельные показатели перекрестного субсидирования как раз превышены не были. Напомним, что в феврале 2025-го, когда владельцы частных домов увидели резко выросшие суммы в квитанциях за свет, им советовали лишь пересмотреть используемое электрооборудование и сократить потребление.
«Если в доме бойлер, теплые полы не на воде сделаны, электрические батареи стоят, например, то энергопотребление, конечно же, даже в небольшом доме, будет огромное зимой. Где-то, может быть, стены плохо утеплили… Да, в современных реалиях, конечно же, есть другие технологии, но люди просто оказались к этому не готовы. Чтобы все это менять, тоже нужны финансовые средства», – добавил Андрей Андрейченко.
Криптовалюта и газ
Дифференцированные тарифы призваны закрыть бреши в двух фронтах: помимо перекрестного субсидирования, это небытовое потребление электроэнергии, маскирующееся под бытовое, – а именно, серый майнинг. Не так далеко действительно находится один из известных центров полузаконной деятельности – это Иркутская область. Низкая цена электроэнергии – от 1,58 до 4,9 руб. за киловатт-час по одноставочному тарифу – и холодные зимы привлекают тех, кто стремиться добывать криптовалюту. Как пишет «Российская газета», ссылаясь на «Иркутскэнергосбыт», майнеров в регионе выявляют по результатам анализа расхода электроэнергии и последующих рейдов с использованием тепловизора, пирометров, приборов для замера мощности – на карте области, которую составляет ресурсоснабжающая организация, уже 7,6 тыс. отметок с выявленными криптофермами.
РБК Приморье сообщал, что в Иркутской области, а также в двух соседних регионах ДФО – Забайкалье и Бурятии – в декабре 2024 года даже ввели сезонный запрет на майнинг. Правда, уже давно очевидно, что Приморский край майнерам не интересен: и зимой у нас не так холодно, и свет намного дороже – минимальное значение одноставочного тарифа в 3,7 раза выше, чем в Иркутске.
«Считаю, что в нашем энергодефицитном регионе ДЭК должна точечно работать с потребителями. Если это действительно будут серые майнеры, то нужно их выявить и легализовать, принеся в будущем дополнительный доход и себе, и краевому бюджету. Если это просто энергонеэффективные домохозяйства, то стоит помочь им с оптимизацией. Человеческий подход и несколько дельных советов позволят людям сократить траты, а энергетикам – разгрузить сети», – говорит руководитель регионального отделения партии «Новые люди» в Приморье Дмитрий Комаров.
Напомним, что найти временный выход из сложной ситуации, в которой оказались регионы после введения дифтарифов в 2025-м, удалось благодаря корректировке федерального законодательства. Изначально у субъектов РФ, газификация которых составляла менее 5%, была возможность применять сезонный коэффициент, увеличивающий потолки тарифных диапазонов в 1,8 раза. В Приморье «газификация населения», по официальным сообщениям, достигла уровня 23,44%, поэтому краю сезонное повышение потолков не полагалось. Однако постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2025 года повышающий коэффициент распространили на жилые и садовые дома, оборудованные электроотопительными установками, в любом субъекте страны в течение всего отопительного сезона – независимо от диапазона потребления электроэнергии и уровня газификации региона. Решение о применении такого коэффициента должны принимать власти субъекта. Губернатор Приморья Олег Кожемяко сообщал, что правительство и депутаты Законодательного собрания края активно боролись за данную корректировку, и сейчас она действует.
Правда, заявленный уровень газификации вызвал недоумение у населения. В АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» сообщили РБК Приморье, что общее число абонентов природного газа – физических лиц в Приморском крае составляет около 1,5 тыс. При этом в последнем паспорте газового хозяйства региона представлены данные на 1 января 2023 года об общем числе квартир и домовладений, подлежащих газификации – 657,2 тыс. То есть, если ориентироваться на официальные, хоть и устаревшие данные, можно заключить, что непосредственно газифицировано около 0,23% жилого фонда (среди домов имеющих такую возможность).
Однако показатель 23,44% действительно рассчитан на основе формул, предусмотренных в рамках приказа № 685 Минэнерго России. Дело в том, что в итоговом результате учитывается количество квартир и жилых домов, подключенных к централизованным системам горячего водоснабжения и теплоснабжения от ТЭС и котельных, имеющих техническую возможность использования голубого топлива. Например, Владивостокская ТЭЦ-2 полностью перешла на природный газ еще в 2022-м.
Тарифы на электроэнергию требуют донастройки – такая необходимость предусматривалась изначально, о ней говорили на всех уровнях власти еще в 2024-м, но экстренные меры пришлось принимать из-за массовых жалоб владельцев частных домов в различных регионах страны. В каком виде предстанет перед потребителями новое тарифное меню, пока неясно. Сезонные коэффициенты будут действовать только в отопительный период – в Приморье с октября по май.