Кондитерские фабрики Дальнего Востока работают «на грани» убытка

В начале 2025 года производители кондитерских изделий подняли цены на 10-22%, при этом сырье, поставляемое из-за границы, подорожало сильнее – до 40%. Об этом РБК Приморье рассказали участники рынка на Дальнем Востоке. Одним пришлось откорректировать прайс, а другим, оставив прежние расценки, снизить вес продукции.
Самое значительное увеличение произошло на какао-сырье, а также то, что завозится из зарубежных стран. Прошлый год в Западной Африке выдался неурожайным на какао-бобы из-за засухи, писал ранее РБК Инвестиции. Первая мощная волна роста цен на импорт прошла еще в начале 2024 года, однако дефицит сырья ощутимо действовал на ценовую политику поставщиков весь год, а к началу 2025-го какао-продукция подорожала в среднем на 28%.
Дальневосточные участники рынка пояснили РБК Приморье, что по некоторым «шоколадным» позициям цена выросла ощутимо. Финансовый директор кондитерской фабрики «Зея» в Благовещенске Светлана Легошина заявила, что на протяжении прошлого года сырье подорожало на 12%-32%. Как отметила эксперт, ни одна позиция сырьевой составляющей не осталась на прежнем уровне. Компания всячески сдерживала процесс, и цены для покупателя не поднимала. Однако незначатительное подорожание все-таки случилось с начала 2025 года. Так как выросло не только стратегическое сырье, которое идет на производство кондитерских изделий, но также логистика и энергоресурсы – электроэнергия и топливо.
«Если взять в общей сложности, то в среднем на 2% с 1 января 2025 года наша продукция выросла в цене. Конечно, мы не закладываем весь рост по всем составляющим в себестоимость, иначе это слишком ударит по нашим покупателям. Мы стараемся сдерживать своими внутренними затратами, так скажем, рискуя собственной доходностью. Стараемся в любом случае где-то пересматривать определенные виды расходов, например, ремонты переносим. В общем, стараемся не повысить планку для нашего потребителя и все-таки как-то удержать», – рассказала Легошина.
Эксперт пояснила, что спрос на кондитерскую продукцию в регионе остается на достаточно высоком уровне, падения продаж компания не фиксирует и не планирует снижать объемы производства. Легошина отметила, что компания в январе 2025 года проиндексировала заработные платы, что также вошло в себестоимость продукции.
Хотя инфляционное давление на участников рынка сохраняется довольно высоким, рост цен все же остается сдержанным. Благовещенскому производителю удалось на этом фоне оставить прежней и граммовку готового продукта, а также сырьевую составляющую, чтобы не ухудшить качество сладостей.
Не снизили качество и в кондитерской фабрике «Хабаровская» – здесь уменьшили лишь вес продукции, при этом стоимость последний раз корректировали в сторону увеличения в октябре 2024 года. Заместитель директора по коммерческой деятельности Яна Пустынник пояснила РБК Приморье, что в 2025 году компания повышать цены пока не планирует, хотя поставщики сырья свои прайсы меняли весь прошлый год. Это повышение было постепенным, но в конечном счете очень заметным.
«Местные производители не поддерживают нас сырьем, приходится заказывать все за границей или везти с западной и центральной частей России, а логистика вся очень подскочила в цене. Выросла и стоимость сырья от 20 до 40% – значительно подорожали яйца, сахар и все специфические составляющие, которые используются в производстве кондитерских изделий. Однако несмотря на это мы цену своей готовой продукции проиндексировали в прошлом году лишь на 10%, и дальнейшего подорожания в 2025 году не планируем. Нам приходится, не скажу, что торговать прям совсем в убыток, но на грани, так скажем, чтобы не потерять покупателя. С учетом того, что мы работаем в основном с сетями – это главный наш потребитель, договоры все долгосрочные, там четко прописано, сколько раз мы можем за год поднять цены, мы этим условиям следуем, чтобы партнерские отношения не испортить. А сети в свою очередь идут навстречу, увеличивают объемы, то есть мы работаем на оборот денежных средств», – рассказала Пустынник.
Кроме того, компания закупает сырье большими партиями, получая от поставщиков дополнительные скидки. Так как фабрика является одной из старейших в регионе – создана 70 лет назад, со многими поставщиками работает десятилетиями, и это является большим преимуществом при заключении сделок.
Однако предприятию все же пришлось уменьшить вес изделий, которые идут на реализацию в торговые сети. Эксперт пояснила, что это было сделано еще в марте 2024 года – тогда граммовка готовой продукции была снижена, но качество осталось неизменным. Новых корректировок компания пока не планирует.
Предприятия кондитерской промышленности готовятся и к введению маркировки «Честный знак», на уровне правительства еще идут обсуждения по этому поводу, но многие фабрики, предвосхищая события, это уже продумывают и просчитывают. С 1 марта 2025 года в России стартовал эксперимент по маркировке кондитерских изделий, который продлится до 31 августа. Пилотный проект пока не повлияет на стоимость товаров, так как все оборудование и коды маркировки предоставляются участникам бесплатно. Однако при ее обязательном введении, по оценкам некоторых экспертов, отдельные виды сладостей и кондитерские изделия подорожают на 10%, а общие затраты отрасли составят около 62 млрд руб., сообщает Интерфакс. Нововведение может снизить производительность линий на 15-20%, увеличить издержки, что отразится на себестоимости. Собеседники РБК Приморье подтвердили, что компании «Зея» и «Хабаровская» к маркировке тоже готовятся, однако пока не могут точно сказать, как это отразится на стоимости кондитерских изделий.