Приморский край, 12 июл 2023, 06:15

Стивидоры Приморского края готовятся к лавине грузов и прибыли

Перенаправление международных товарных потоков в сторону Азии после введения против России международных санкций дало приморским портам и стивидорным компаниям заметный рост грузооборота и мощный толчок к развитию
Читать в полной версии
Фото: РЖД

Контейнерный терминал Владморрыбпорта отчитался о новом рекорде грузооборота. В мае 2023 года предприятие обработало максимальный объем контейнеров за свою историю – 35 151 TEU, на 66% выше показателя мая 2022 года и на 9,5% больше рекорда апреля 2023 года (32 тысячи TEU). Общий объем перевалки контейнеров за 5 месяцев 2023 года достиг 148 тысяч TEU (+34% по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году). Рост контейнерооборота обусловлен увеличением груженого импорта (+102 % к 5 месяцам 2022 года), и за счет продолжающегося роста экспорта в контейнерах (+24% к 5 месяцам 2022 года).

Фото: РБК Приморье

В компании говорят о готовности к дальнейшему росту грузопотока. А для его обработки на своих площадках Владморрыбпорт расширяет электронные возможности управления логистикой и совершенствует взаимодействие с тыловыми терминалами группы компаний. Ранее здесь удалось вдвое уменьшить сроки обработки и доставки грузов.

О рекордном росте грузооборота также сообщают партнеры крупнейшего в Приморском крае грузового морского терминала «Восточный порт». По словам директора по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирины Ольховской, за 5 месяцев 2023 года фактическая отгрузка составила 11619 тыс. TEU. Из них 11399 тыс. TEU импорт (из порта), 220 – экспорт (в порт). Оборот увеличился почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В июне компания собирается достигнуть показателей оборота, сравнимых с планом всего 2022 года.

«Это оказалось возможным благодаря совместной работе с российскими железными дорогами. За короткий срок мы оперативно разработали 7 местных технических условий погрузки контейнеров в полувагоны, и сегодня по скорости процесс практически сравнялся с погрузкой на фитинги. Один поезд в сутки –стабильный результат. Мощности специализированного угольного терминала порта за 5 месяцев переработали уже 14 млн тонн», – отметила Ирина Ольховская.

АО «Восточный порт», в свою очередь, намерено довести грузооборота до 180 млн. тонн к 2024 году, для чего ожидает расширения пропускной способности восточного полигона российских железных дорог.

Оператор морских контейнерных терминалов Global Ports (входит в Группу компаний «Дело») сообщил о решении усилить мощности «Восточной стивидорной компании» на фоне роста внешнеторговых контейнерных грузопотоков в Дальневосточном бассейне. Global Ports занимается проектом расширения «ВСК» с сентября 2022 года. На земельных участках общей площадью 47 гектаров строятся два контейнерных причала, площадки для хранения грузов и высокопроизводительный железнодорожный фронт. Реализация проекта позволит к середине 2030-х годов нарастить пропускную способность терминала с текущих 700 тысяч TEU до 1,7 миллиона контейнеров в год.

Администрация включенного в программу ускоренного развития Приморья нового строящегося логистического – морского порта «Суходол» сообщила о планах начать работу уже в июле – августе 2023 года. В компании говорят о скором завершении строительных работ и ожидании высокой загрузки порта. Строительство угольного терминала на территории порта «Суходол» близко к завершению. На очереди контейнерный. Но работу тормозит затягивающийся проект достройки автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный.

«Мы каждый день увеличиваем темпы строительства, завозим сотни тонн различной продукции, и поэтому дорога для вывоза контейнеров к нам уже опоздала на год-полтора», – отметил генеральный директор ООО «Морской порт Суходол» Сергей Кропотов.

Владивостокский морской торговый порт одним из ключевых направлений модернизации считает увеличение площади хранения контейнеров на 20%. В апреле 2023 года на причале ВМТП №8 заработала новая контейнерная площадка размером 13,5 тысячи кв. м. Она обеспечила прирост эксплуатационной емкости склада на 5% (+1113 TEU). На 2024 год запланировано открытие ещё одной контейнерной площадки ёмкостью около 900 TEU. В планах – модернизация более 45 тыс. кв. м покрытия на контейнерном терминале. С января 2023 года Владивостокский автомобильный терминал (ВАТ) ВМТП запустил в эксплуатацию новый склад временного хранения авто. С появлением этой площадки объем складов единовременного хранения ВАТ вырос практически на 30% – до 4,2 тыс. машино-мест.

Кроме того, во Владивостокском морском торговом порту идет модернизация причальных стенок. Комплексная программа по реконструкции 7-го, 8-го, 10-го, 11-го, 12-го и 13-го причалов подразумевает увеличение глубин с 13 до 14–15 метров и установку новой техники и кранового оборудования. В рамках Стратегии развития порт намерен приобрести более 170 единиц техники.

В рамках проекта создания инфраструктуры для СевМорПути на базе ВМТП Восточного транспортно-логистического узла (ВТЛУ) подразумевает строительство в западной части порта современного глубоководного терминала с двумя причалами общей длиной 750 м с глубинами порядка 16,5 м. Он позволит принимать контейнеровозы типа PostPanamax вместимостью больше 10 тысяч TEU. Под размещение объектов ВТЛУ планируется освоить 23,5 гектара площади.

К созданию дополнительных возможностей по расширению транспортного коридора из Азии в европейскую часть России активно подключился и «Терминал Астафьева». Предприятие отправляет от 5 до 7 контейнерных поездов в неделю. Адресаты: станции Сеятель и Клещиха (Новосибирск), Аппаратная (Екатеринбург), Шушары (Санкт-Петербург) и Электроугли (Москва). Контейнеры отправляются как на фитинговых платформах и в полувагонах, что значительно ускоряет сроки доставки в центральную часть страны и сокращает порожний пробег.

В марте 2023 года предприятие получило от Находкинской таможни разрешение на хранение контейнерных грузов на своих площадках.

«На территории производственного комплекса № 1 в мы оборудуем дополнительную площадку для хранения контейнеров. Также начинаем приемку экспортных грузов с ЖД-транспорта», – сообщил заместитель генерального директора АО «Терминал Астафьева» Алексей Ядрищенский.

В июне 2023 года АО «Терминала Астафьева» сообщило о завершении выгрузки почти 400 контейнеров с судна Victory Voyager. Тем самым показатели выгрузки в июне 2023 года на 30 % превысило показатели предыдущих месяцев. «В сутки количество выгруженных терминалом контейнеров доходит до 180−200 штук, а от причалов терминала судно не ушло порожним: «Терминал Астафьева» загрузил на борт более 70 контейнеров экспортных товаров в Китай», — сообщил исполнительный директор АО «Терминал Астафьева» Александр Ганин.

Расширение логистических мощностей Приморского края потребовалось в связи с постоянным ростом грузооборота со странами Юго-Восточной Азии, даже несмотря на уход с рынка международных морских перевозок ранее работавших логистических компаний, таких как MAERSK. Их место немедленно заняли операторы грузоперевозок из азиатских стран, причем львиную долю взяли на себя компании из КНР. Перед отечественными транспортными компаниями, такими, как Дальневосточное морское пароходство (FESCO), которых ранее вытесняли международные гиганты, тоже открылись новые возможности.

С начала 2022 года с регулярностью 2 раза в месяц заработала линия Transit line. Транзитное время по маршруту Владивосток — Циндао (Китай) — Ксинганг (Китай) — Пусан (Южная Корея) — Владивосток. Регулярность составляет 15 суток. На линии работает контейнеровоз «Транзит Луговая», который способен перевозить 672 TEU за один рейс. К перевозке принимаются любые виды грузов, в том числе опасные, рефрижераторные и негабаритные.

В мае 2022 года FESCO запустила регулярную морскую линию Fesco Vietnam direct line (FVDL), по маршруту Владивосток - Хайфон (Вьетнам) - Хошимин (Вьетнам) - Нинбо (Китай) - Владивосток. Транзитное время в пути из портов Вьетнама в ВМТП составляет 9-12 суток.

3 июля 2023 года из порта Чэнлинцзи в городе Юэян в южнокитайской провинции Хунань вышло судно «Синьао Юаньцзянь» и направилось во Владивосток. Судно доставит в российский порт 564 автомобиля и автозапчасти. Это первый прямой грузовой морской маршрут между провинцией Хунань и Россией. Ожидается, что годовой грузооборот по новому судоходному маршруту достигнет 50 тыс. тонн.

Еще один стимул развивать портовые мощности Приморского края – продление маршрута Северного морского пути. На совещании президента Российской Федерации с ленами правительства в мае 2023 года министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков объявил, что количество портов захода по СМП расширено с 4 до 11, а маршрут продлен до Владивостока. Грузооборот СМП превысил в 2022-м году отметку в 34 млн тонн, что в пять раз больше рекорда времен существования СССР.

В соответствии с соглашениями, подписанными с компаниями Новатэк, Восток-ойл, Газпром-нефть, Норникель, Баимская и Северная звезда только эти компании должны поставить на СМП не менее 30 млн тонн грузов в 2023 году, а в 2024-м — не менее 71 млн тонн и более 190 млн тонн в 2030 году. С учетом северного завоза, транзитных потоков и прочих грузов, стоит задача к 2026 году обеспечить провозную способность на уровне 100 млн тонн и 200 млн тонн к 2030 году.

«В Приморье идет строительство и проектирование портов Суходол, Вера, Аврора, Коулстар. Создается крупнейший в стране транспортно-логистический центр сухой порт «Артем». В итоге к сегодняшнему грузообороту в 150 миллионов тон мы ежегодно будем прибавлять по 20 миллионов тонн, что позволит удвоить мощности портов в Приморье к 2030 году до 300 миллионов тонн ежегодно», – озвучил планы губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

Несмотря на то, что большая часть проектов все еще находится в стадии реализации, транспортно-логистические компании Приморского края в 2023 году уже получили в этом году рост дохода, достигающий 185%. В региональный бюджет от стивидорных компаний по разным статьям поступило около 6 млрд рублей, из которых порядка 3 млрд рублей – в качестве налога на прибыль. Это стало одним из поводов для корректировки краевого бюджета на текущий год, проведенной местным правительством на очередном заседании Законодательного собрания Приморского края. Доходная часть увеличилась на 3,024 млрд рублей.

Географическое положение региона в качестве ворот страны на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию, начинает определять специфику его экономики как транзитной. Логистика становится одной из важных статей пополнения бюджета Приморского края.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.

Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
До десяти лет тюрьмы. 7 статей, по которым чаще всего судят руководителей