Цены на молоко продолжают убегать – проверку организовала Генпрокуратура
С начала 2024 года стерилизованное питьевое молоко в Приморье подорожало в среднем на 18%, а пастеризованное – на 12,4%. Такие выводы можно сделать, если сравнить данные Приморскстата на 5 ноября и 9 января. При этом закупочные цены, по словам фермеров, в несколько раз ниже итоговых потребительских. Тенденция на подорожание наблюдается по всей стране – молоком, его поставщиками и производителями заинтересовалась Генпрокуратура.
«Генпрокурор России Игорь Краснов поручил провести проверку по сведениям о повышении производителями цен на молоко. Проверка организована и проходит с привлечением ФАС России, Минсельхоза России и Минпромторга России. С учетом особой социальной значимости молочной продукции органы прокуратуры дадут принципиальную оценку действиям хозяйствующих субъектов», – кратко информирует общественность пресс-служба ведомства, данное сообщение опубликовано 12 ноября.
По данным Приморскстата, молоко питьевое цельное стерилизованное (2,5-3,2% жирности) в начале ноября стоило в среднем 131,76 руб. за литр, тогда как в начале января – 111,67 руб. Пастеризованное молоко за тот же период поднялось в цене со 118,04 руб. до 132,63 руб. за литр. Рост по творогу с начала года составил 12%, по сметане – 10,3%, а по сливочному маслу – почти 30%.
Как пояснили РБК Приморье в «ГринАгро», такая ситуация связана с существенным увеличением цен на сырье и повышением тарифов на услуги. Весной 2024 года принадлежащий группе компаний ГМЗ «Артемовский» направил ретейлерам письмо с информацией о причинах увеличения роста цен на продукцию с 23 мая (имеется в распоряжении редакции). По информации предприятия, стоимость упаковки выросла на 10-20% из-за внесения изменений в 2024 году в ФЗ «Об отходах производства и потребления» – фактически за утилизацию упаковки теперь отвечают ее производители, но стоимость в итоге выросла для всех. Весной Артемовский молокозавод также сообщал, что заквасочные культуры поднялись в цене на 5-8%, дизельное топливо подорожало на 20%, электроэнергия – на 23%, а тарифы на железнодорожные перевозки – на 50-200%.
В «ГринАгро» пояснили, что с мая 2024-го ценник больше не увеличивался, а до этого стоимость молока, кефира и творога, компания повышала больше двух лет назад – в апреле 2022 года, – «понимая социальную значимость такой продукции». При этом в перечне подорожавшего сырья не указано само молоко – фермеры и представители КФХ, с которыми пообщался корреспондент РБК Приморье, подтверждают, что они продают его по крайне умеренным ценам.
«У нас как была закупочная цена низкая, так и осталась – 45 руб. [за литр]. И то, подняли ее недавно, с лета, раньше была закупочная цена – 40 руб. Это производители поднимают [цены]: свет дорожает, бензин дорожает, различные закваски и упаковка», – говорит РБК Приморье руководитель КФХ в Уссурийском городском округе, которое реализует молоко одному из местных предприятий, Галина Артыкова.
Отметим, что в письме ГМЗ «Артемовский» к ретейлерам лишь вкратце упоминались выросшие издержки, вызванные введением маркировки молочной продукции. Тем не менее, некоторые приморские производители в большей степени связывают продолжающееся подорожание молока с новыми требованиями. Однако с ними спорят представители оператора «Честного знака» – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). В компании и раньше заявляли, что в других маркируемых отраслях не было зафиксировано связанного с этим фактором существенного повышения цен.
«По данным НИФИ Минфина, максимальное влияние маркировки на цену – не более 1% за 6 лет, что значительно ниже уровня инфляции. Также оператор системы разработал программы поддержки для компаний – компенсацию 50% затрат на оборудование и беспроцентную рассрочку. По данным Росстата, маркировка повышает рентабельность легального бизнеса. Например, рентабельность обувной отрасли выросла на 6,9%, а в легкой промышленности – на 5,4%», – поясняли в пресс-службе ЦРПТ в конце августа, когда речь шла об обязательной маркировке кормов для животных и ветпрепаратов.
Отметим, что маркировку молочной продукции в России начали вводить еще в 2021 году. В 2024-м она стала обязательной для всех – требование распространили в том числе на фермерские хозяйства. Это нововведение действует относительно недавно, с 1 сентября, однако уже с 1 мая этого года поэтапно начал вводится разрешительный режим для «молочки» в магазинах: касса в реальном времени отправляла на проверку коды «Честного знака», и продажа могла быть заблокирована при выявлении нарушений.
Напомним, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) еще в сентябре сообщила, что проводит анализ обоснованности оптово-отпускных цен на молоко по стране. Как передавал РБК Приморье, в этих целях ФАС направила письма крупнейшим производителям. А незадолго до этого, в августе, российские молокозаводы уведомили торговые сети о предстоящем повышении цен на их продукцию – от 5% до 15% в зависимости от категории, жирности и вида упаковки.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.