«Нет, сынок, это ты будешь меньше есть»: эксперт Шапарин об утильсборе
Жаркое лето 23-го
Якутия снова в огне. В республике введен режим ЧС федерального значения, там полыхает без малого 350 тысяч гектаров тайги. За сутки пожарным удается потушить несколько десятков лесных пожаров, но постоянно возникают новые очаги возгорания. Виной всему аномальная грозовая активность в регионе. От попадания молнии деревья вспыхивают, как спички, а сильный ветер быстро разносит огонь. К счастью, в этом году населенные пункты не пострадали. Пока. Все помнят жаркое лето 2021-го, когда в Сахе полностью выгорели несколько сел. Тысячи человек были эвакуированы. От дыма якутских пожаров тогда задыхались даже соседние регионы. В этом году от смога тоже уже страдает Амурская область.
«Если брать статистику, на сегодняшний день порядка 80 процентов лесных пожаров у нас возникают по причине грозовой активности», – рассказал РБК Приморье заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Андрей Коноплев.
По словам эксперта, иногда такие пожары возникают не сразу. После того, как молния ударила в дерево, оно может тлеть еще несколько дней до тех пор, пока ветер не раздует пламя. Тушить лесные пожары в Якутии сложно – в первую очередь из-за большой площади и сложного рельефа территории. Сейчас большинство пожаров в республике зафиксированы именно в труднодоступной местности.
«На сегодняшний день в тушении лесных пожаров принимают участие порядка 1010 человек. Это и профессиональные лесопожарные – как республиканские, так и из других субъектов, которые прибыли в рамках межрегионального маневрирования. Это федеральные силы «Авиалесохраны», которые в рамках государственного задания работают на территории республики, также задействована группировка МЧС и государственной пожарной службы республики», – рассказал Андрей Коноплев.
Для тушения лесных пожаров применяют высокопроходимую технику: вездеходы, лесные пожарные машины, автомобильные цистерны с насосами. Возгорания, которые возникают на территориях, где отсутствует дорожная инфраструктура, приходится тушить вручную парашютистам и десантникам.
Пока огонь удается сдержать, на сегодня угрозы населенным пунктам и объектам экономики нет, подчеркнул Коноплев.
«При ухудшении обстановки или развития, скажем так, более пессимистичного прогноза планируем задействовать Бе-200 и тяжелую авиацию МЧС – Ми-26. На сегодняшний день нам на подмогу прибыли в республику два вертолета Ми-8 по линии МЧС для защиты населенных пунктов и тушения лесных пожаров, а также работают 4 вертолета Ми-8 ФБУ «Авиалесохрана»», – отметил эксперт.
Дисбаланс спроса и предложения
Дальний Восток – крупнейший федеральный округ России: он занимает 42% площади страны. В то же время живет здесь лишь 5,5% ее населения. Власти прилагают огромные усилия для того, чтобы заселить Дальний Восток и снизить темпы миграции на запад, но получается с переменным успехом. Одним из факторов, почему люди уезжают в тот же Краснодар, специалисты называют цену на недвижимость на востоке страны: сразу 7 регионов ДФО входят в топ-15 субъектов с самой высокой стоимостью строительства, а значит, и окончательного квадратного метра для новосела. Причина высоких цен на жилье – дисбаланс спроса и предложения, рассказал РБК Приморье директор Восточного центра государственного планирования Михаил Кузнецов.
«У нас действительно спрос, благодаря, в том числе дальневосточной ипотеке, начал расти, предложение за ним не успевает. У застройщиков все равно есть определенный инвестиционный цикл, и из-за этого спрос подхлестывает цены вверх. Второй фактор имеет отношение к географическим условиям: транспортная удаленность и недостаток собственных производителей строительных материалов. Мы проводили специальный анализ. Так вот, у нас на 20-25 процентов стройматериалы дороже, чем в других регионах России. Это, конечно, не может не оказывать влияние на себестоимость строительства», – подчеркнул эксперт.
По словам Кузнецова, меры, которые принимает государство и, в частности, Минвостокразвития, сейчас направлены не только на поддержку спроса и возможность получения льготной ипотеки, но и на развитие строительного кластера на Дальнем Востоке: наличие на рынке собственных стройматериалов позволит снизить себестоимость строительства.
Еще одной проблемой, по мнению эксперта, является дефицит в макрорегионе качественного жилья. Его стандарты во многих городах существенно уступают среднероссийским нормам, поскольку на Дальнем Востоке в среднем в последние годы жилья строилось меньше, чем в других регионах страны. Решить эту задачу может программа «Дальневосточный квартал», которая как раз нацелена на создание нового уровня комфортной городской среды и формирование условий для обеспечения жителей макрорегиона жильем по справедливой цене.
«Идея в том, чтобы не просто за счет льгот обеспечить стабилизацию цен на жилье, но еще и задать новый вектор качества жилья, чтобы было жилье качественного среднего класса и выше», – подчеркнул Михаил Кузнецов.
В заключение эксперт отметил, что Дальний Восток становится все более интересной территорией для застройщиков, и этот фактор, в конечном итоге, также будет способствовать увеличению предложения и стабилизации цен на рынке жилья.
«Это законы рынка. К счастью, они работают», – сказал Михаил Кузнецов.
Автопром под ударом
Концентрация «праворульных» автомобилей на Дальнем Востоке – самая большая в стране. От Японского моря и до Урала машины с «правильным», как говорят сами дальневосточники, рулем занимают львиную долю рынка. Но, похоже, скоро «бэушным» японкам придется потесниться. Китайский автопром, стремительно захватывающий отечественный рынок, тоже попадет под удар. С 1 августа в России начинают действовать новые тарифы утилизационного сбора на импортируемые автомобили. Ставка «утиля» для машин, ввозимых юридическими лицами на продажу, вырастет кратно.
Как рассказал РБК Приморье вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, единственный способ избежать повышенной выплаты – это привезти на себя, поставить на учет и не продавать в течение года автомобиль с двигателем до 3 литров.
«Все остальное, к сожалению, – это завышенный утилизационный сбор и совершенно другая экономика. Те китайские автомобили, которые сейчас продаются по всей стране, которые не производятся в Российской Федерации, столкнутся с увеличением на сотни тысяч рублей, мы увидим этот рост цен», – считает Антон Шапарин.
Так, по словам эксперта, после 1 августа «топовые» легковые автомобили с большим двигателем подорожают примерно на миллион рублей, а типичный китайский кроссовер поднимется в цене на 200-600 тысяч рублей.
Повышение утильсбора отразится и на так называемой «отверточной сборке», считает Шапарин. Ждать, что иностранные автопроизводители захотят эффективнее инвестировать в локализацию производства, как надеялись в Минпромторге, не стоит.
«Речь про то, что китайцы побегут локализовываться, даже не идет. Зачем им это надо? Они просто будут повышать цены. Это же как в том грустном анекдоте про подорожание спиртных напитков: «Папа, это ты будешь меньше пить?» – «Нет, сыночек, это ты будешь меньше есть». С китайцами ровно то же самое», – уверен эксперт.
Полное интервью с экспертами смотрите в видеоверсии. Какие будут обсуждаемые темы следующей недели – узнаем через 7 дней.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.