Приморский край, 15 сен 2023, 10:52

Дальний Восток перекрасился в триколор, а его столица нашла выход к морю

Эксперты о самых обсуждаемых темах на Дальнем Востоке
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Никаких интриг

В России завершился единый день голосования. На Дальнем Востоке выбирали губернаторов, мэров, депутатов. Отдать свой голос люди могли в течение трех дней, с 8 по 10 сентября. Результаты уже известны. Все прошло гладко, предсказуемо, без сенсаций. Явка по федеральному округу оказалась выше среднероссийской примерно на 5%, а это значит, что Дальний Восток повернулся от протестных настроений в сторону стабильного развития.

Видео: РБК Приморье

Напомним, выборы в макрорегионе в этом году были масштабными. В Республике Саха (Якутия), Приморье, Амурской и Магаданской областях, а также на Чукотке выбирали глав субъектов, в Хабаровске – главу городской администрации. Также избиратели отдали свои голоса за будущих представителей законодательной и исполнительной органов власти в Бурятии, Якутии и Забайкалье.

По словам директора Института политики и технологий, политолога и политтехнолога Татьяны Косачевой, в нынешнем году никакой интриги не было, во всех регионах победила «Единая Россия».

«Если раньше мы говорили, что Дальний Восток и Сибирь – это те регионы, которые отличаются протестным голосованием, то в этот раз на всех уровнях выборов состоялось голосование именно в поддержку партии «Единая Россия». <…> Люди хотят стабильности, будущего и понимания, за что им цепляться, что они увидят через пять лет. <…> Сейчас мы видим, что есть результаты. Есть работы по мастер-планам, большие проекты по благоустройству. То есть это уже не то, что на бумаге, а то, что реализуется конкретно. Собственно, это стало поводом для того, чтобы люди пришли и проголосовали на участке ровно так, как мы сейчас увидели», – отметила она.

Нынешнюю избирательную кампанию политтехнологи рассматривают как репетицию перед президентскими выборами, которые состоятся уже в следующем году, добавила собеседница.

Курс на стабильность

По словам Косачевой, неожиданностью стало второе место «Новых людей» в Якутии. Тем не менее, по голосам они существенно отстали от партии власти.

«То есть, по выборам в Ил Тумэн (законодательный орган в Республике Саха (Якутия) – прим. ред.) из 35 мандатов 33 получила партия «Единая Россия». Еще по одному – «Новые люди» и самовыдвиженец. Это по одномандатникам. А по спискам, у «Единой России» 22 мандата, и 5 взяли «Новые люди». Примечательно, что у ЛДПР был один мандат. Как мы для себя отмечали, в конце избирательной кампании лидер регионального отделения «либералов» якобы от своего имени распространил запись, где он критиковал якутян, и по нашим замерам, это сказалось на решении людей не поддерживать партию», – добавила она.

В Бурятии, продолжила политолог, 29 из 33 одномандатных округов получила партия «Единая Россия». В прошлый раз было 24 из 33.

«В принципе, сохраняется высокий уровень поддержки «Единой России». Главный тренд – Дальний Восток перестал быть «красным», перекрасился в цвета российского флага. Это вполне ожидаемое решение», – добавила Косачева.

Она также рассказала, что во время избирательных кампаний будущие главы субъектов (на тот момент большинство из них были действующими губернаторами) придерживались единого сценария: показывали людям свою работу, а не давали обещания.

«В Якутии глава региона объехал практически все районы – для представления, некоторые территории Республики находятся в разных часовых поясах. Айсен Николаев успел облететь 5 районов. Это довольно тяжелая работа, когда в день было по 2-3 командировки. Остальные придерживались такой же позиции, показывали, как ведется работа. У главы Приморья это было очень сложно, потому что история с паводком, с ликвидациями последствий ЧС, всегда вызывает особое внимание со стороны жителей. Жители становятся более притязательны», – добавила она.

Косачева отметила, что явка в дальневосточных регионах в этом году была чуть выше, чем обычно – в среднем, от 35 до 45%. Обычно она составляет порядка 30-40%. Такое увеличение политолог связывает с «объединением вокруг флага, вокруг президента».

Выход к морю и «легкое» метро

На Восточном экономическом форуме президент страны провел совещание, посвященное развитию дальневосточных городов. Главный градостроительный документ Владивостока Владимиру Путину представил Олег Кожемяко. Президент и губернатор обсудили транспортные вопросы города, реставрацию исторического центра, вопросы экологии внутри дальневосточной столицы. В целом глава государства представленный документ одобрил.

Что же такое «мастер-план», и чем он отличается от Генплана города, который действует во Владивостоке уже многие годы? По словам советника главы администрации дальневосточной столицы, члена Союза архитекторов России Кирилла Солгалова, между этими двумя документами имеются существенные различия.

«То, что мы сегодня называем «мастер-планом» является стратегическим документом, он призван обеспечить будущее развитие города и пути по достижению этого будущего. Так, для Владивостока он до 2030 года предусматривает усиление роли одного из федеральных центров и представителя России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Под это и прописываются определенные необходимые мероприятия», – рассказал он.

Генплан, в свою очередь – это в большей степени документ бюджетного планирования, который принимает один орган. Мастер-план, по выражению Солгалова, «увязывает» всех участников процесса градостроительной деятельности и развития города в целом, в том числе, жителей города, предпринимателей, государственную власть, органы местного самоуправления.

«Он включает в себя несколько очень важных элементов. <…> Но, на мой взгляд, наиболее интересными и важными являются два проекта. Первый – это обеспечение выхода к морю для горожан. Владивосток – уникальный город, он с трех сторон окружен морем, а выхода к нему практически не имеет. И в этом смысле развитие территории вдоль Амурского залива, единая набережная – это все то, что позволит вернуть себе общественное пространство, которое, как мне кажется, уже давно должно быть в ведении городском», – отметил он.

Второй проект, который выделил эксперт, связан с созданием наземного или «легкого» метро.

«Это элемент системы общественного транспорта, который использует существующую железнодорожную инфраструктуру, строя при этом дополнительные станции, покупая подвижные составы и где-то расширяя отдельные участки. Так мы можем создать полноценную систему общественного транспорта, связывающую все районы города», – добавил Солгалов.

Мастер-план на пару лет

Важный пункт мастер-плана – вынос нефтебазы за черту города. Это, по словам эксперта, давно было предусмотрено в разнообразных градостроительных документах, и наконец, при вложении федеральных средств, проблема может быть решена.

«Когда-то уже разрабатывался мастер-план отдельных частей Владивостока. И одной из таких территорий была нефтебаза. Здесь коллеги предлагали создать новый центральный деловой район, условный аналог «Москва-Сити, но компактный, в котором можно было бы разместить большую часть общественно-деловых и коммерческих функций. При этом поскольку район находится в географическом центре Владивостока и хорошо обеспечен путями сообщения, то это было бы логично и с точки зрения общественного транспорта, легкого метро, и создания транспортной инфраструктуры вокруг него. То же очень важный проект, который, как мне кажется, позволит изменить облик Владивостока», – отметил собеседник.

Мастер-план предусматривает также и решение стандартных городских проблем – например, расширения улиц, реконструкции отдельных объектов транспортной инфраструктуры, создания сети общественных пространств.

«Если мы говорим про те элементы, которых еще не было, то один из таких важных проектов – это реновация городского центра, его обновление. Планируется создание пешеходной территории, большего количества пешеходных пространств, относительно того, которое есть», – добавил Солгалов.

По словам эксперта, сейчас решается вопрос по финансированию мастер-плана. Итогом его полноценного утверждения должен стать перечень поручений президента России. Каждое запланированное мероприятие будет обеспечено соответствующим финансированием. Таким образом, полноценный результат, по мнению Кирилла Солгалова, жители Владивостока смогут увидеть спустя пару лет.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь. 

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах