Приморский край, 16 мая, 11:05

Почему «китайцы» не растут: машины из КНР дешевеют на вторичном рынке

Подержанные автомобили ряда китайских брендов выбиваются из общего тренда на подорожание
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

С января 2024 по март 2025 года цены на б/у авто в России увеличились на 4,7%, и только «китайцы» с пробегом отметились снижением стоимости на 7,5%. Об этом свидетельствуют данные группы «Ренессанс Страхование». О схожих тенденциях РБК Приморье рассказали различные источники. Однако аналитики отмечают и удешевление моделей производства других стран в первом квартале 2025-го – в целом, по словам экспертов, рынок б/у авто стоит на месте, ждут чего-то и покупатели.

«Цены на американские, европейские и японские автомобили с пробегом продемонстрировали наибольший рост с начала 2024 года, при этом авто из Германии подорожали сильнее всего – на 12,4%. В топ-5 по динамике роста цен на российском вторичном рынке также вошли авто из США (10,8%), Швеции (10,3%), Японии (8,8%) и Великобритании (7%). Авто из Китая дешевеют, вероятно, из-за снижения стоимости новых автомобилей китайского автопрома, это влияет и на стоимость автомобилей с небольшим пробегом, которых на рынке большинство», – утверждают в группе «Ренессанс Страхование».

В Приморском крае портал «Дром» наблюдает рост количества объявлений о продаже б/у авто с начала года, при этом наблюдается и общее падение спроса. Больше всего за год продажи выросли у авто из Китая, которые недавно начали выходить на вторичный рынок. В первом квартале жители края купили в три раза больше подержанных авто-брендов из КНР, чем за аналогичный период 2024 года.

«При общем падении спроса мы видим рост предложения на рынке, во многом благодаря сегменту подержанных автомобилей – с начала года он вырос на 28%. Китайских б/у авто стало на 31% больше, много новых моделей вышли на вторичный рынок. Часть из них может даже не иметь пробега по стране поэтому в основном рост продаж подержанных китайских авто происходит у дилеров. Это объясняет рост средней цены за которую приобретают машины. При этом популярные модели теряют в цене на фоне общего падения спроса и если закончилась гарантия завода-производителя. Например, поддержанный Changan UNI-T за год стал на 11% дешевле, Geely Tugella на 4%, а Haval F7x на 23%, Chery Tiggo 8 Pro потерял 13% в цене», – сказал аналитик портала Сергей Лагурев.

«Дром» также отмечает рост немецкого автопрома на вторичном рынке Приморья: за первый квартал такие автомобили выросли в цене на 11%, но все равно покупать их стали на 7% чаще. «Японки», которые составляют более 90% доли вторичного рынка региона, подорожали на 3% и при этом потеряли часть своей привлекательности – приморцы покупали их на 15% реже. Корейские авто, по данным портала, также подорожали (+7% за квартал), а российские машины подешевели (-5%).

Директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский отмечает общую тенденцию на снижение цен на рынке подержанных авто – не только на китайские марки. По его словам, влияние на ситуацию оказывают различные факторы – в том числе курс валют. Из-за окрепшего рубля потребители все больше обращают внимание на рынок авто под заказ, а б/у машины многим, напротив, не удается продать. Сейчас покупатели в целом занимают выжидательную позицию – ждут либо улучшения экономической и социально-политической ситуации, либо начала очередного кризиса.

«Что касается китайских автомобилей – почему они дешевеют? В рамках этой отдельной категории есть несколько существенных факторов. Во-первых, отсутствие как такового рынка подержанных китайских авто [в России] – то есть потребитель не понимает, сколько эта машина должна стоить. По большинству моделей китайских производителей у нас не существует официальных продаж в стране – нам не на что ориентироваться. Заграничные рынки более подвижные, там существуют уже забытые для нас скидки от дилеров, удешевление автомобилей и т.д. В связи с чем из-за границы точно такую же новую машину привезти дешевле, чем здесь купить б/у», – говорит Клатаевский.

Он также отметил, что пока не удается устояться рынку подержанных авто, сформировавшемуся из тех китайских моделей, которые официально продаются в России. Это связано существенными дисконтами от дилеров на новые машины ввиду огромных остатков на складах: приморцы не спешат покупать б/у, если есть возможность на выгодных условиях приобрести новый автомобиль.

По данным «Авито Авто», средняя цена авто на вторичном рынке Приморья в апреле составила 2,37 млн руб. Среди моделей, которым больше всего интересовались пользователи платформы в апреле 2025 года, заметно подешевели японская Honda Freed (-6,1%) и китайский Geely Monjaro (-5,8%). В топ-4 автомобилей с «откатившейся» ценой также вошли корейские Kia Sorento и Kia K5 – стоимости авто снизились на 4,9% и 3,4% соответственно.

«Рост числа предложений на российском рынке автомобилей с пробегом частично отразился на динамике средних цен популярных моделей. Это делает текущий момент удачным для покупки, потому что продавцы стремятся реализовать авто как можно быстрее. Важно помнить, что каждая машина уникальна, поэтому ее цена зависит от множества факторов: пробег, состояние, комплектация, регион продажи и т.д.», – прокомментировал директор направления «Автомобили с пробегом» в «Авито» Андрей Ковалев.

Как ранее писал РБК Приморье, по итогам первых трех месяцев 2025 года продажи автомобилей в Приморье сократились на 24%, об сообщали в пресс-службе портала «Дром». Спрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился в каждом из трех основных сегментов – подержанные машины, иномарки без пробега по России и новые авто.