Рыба, уголь и зерно: Блохин назвал главные статьи экспорта Приморья
Несырьевой неэнергетический экспорт России должен вырасти на две трети к 2030 году. Такую цель на Петербургском экономическом форуме обозначил президент. Какой объем продукции придется на Приморье, что и куда край поставляет сейчас и какие рынки будет завоевывать, рассказал министр экономического развития региона Андрей Блохин.
– Андрей Игоревич, давайте обозначим топ-5 стран – покупателей приморских товаров.
– Основной стратегический партнер – это, безусловно, КНР, на которую приходится 60% всего товарооборота. Второе место занимает Республика Корея, а дальше пошли Япония, Армения, Вьетнам. Вот топ-5 стран, с которыми мы взаимодействуем. Что касается товаров, то, безусловно, это рыба и ракообразные, это крабы, филе рыбы. На втором месте у нас минеральное топливо, на третьем месте – сельское хозяйство, на которое приходится порядка 15% всего экспорта. Это соя, кукуруза, рис. Замыкает пятерку дерево и деревянные изделия. Но рыбная отрасль – одна из приоритетных отраслей Приморского края. В целом по рыбе Приморский край закрывает 15% потребности всей территории Российской Федерации и 25% всего Дальнего Востока.
– По экспорту рыбы в Китай: за пять месяцев этого года он снизился на 5,9%. Из-за снижения экспорта увеличились поставки рыбопродукции на внутренний рынок. Почему настолько связаны эти вещи? Мы внутренний рынок заполняем только за счет снижения экспорта?
– Что касается вообще экспорта, есть ряд проблем, с которыми сталкиваются наши предприниматели. Это и изменение логистических цепочек из-за того, что ряд рынков для нас закрылся, пришлось больше переориентироваться на взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это первое. И второе: правильно вы сказали, ряд наших предпринимателей действительно переориентировался на внутренний спрос.
– Звучит так, как будто это вынужденная мера какая-то: не смогли продать, поэтому поставили на внутренний рынок. Обидно.
– Я бы так не сказал. Мне кажется, здесь действительно нужно закрывать внутреннюю потребность. Мы же говорим про импортозамещение, правильно? И мы видим, что продукция наших предпринимателей востребована на рынке. Надо закрывать эту нишу.
– Китай у нас традиционно покупал живого краба. Несколько месяцев назад я разговаривала с рыбопромышленниками, и они высказывали опасения, что мороженого краба Китай у нас покупать не будет. Но буквально недавно глава Росрыболовства заявил, что мы все-таки продвигаем варено-мороженого краба, и Китай начал его покупать.
– Начал, действительно, но в Китае все-таки ценится живой краб. <…> С наших судов его закупают, перевозят, там он хранится в огромных контейнерах с морской водой и дальше распределяется по всему Китаю.
– Понятно, что живой краб, которого у нас покупает Китай, просто не успевает портиться. А вообще по скоропортящиеся продуктам есть какие-то сложности?
– Основная сложность – это очереди на погранпереходах. Правительством поставлена задача по модернизации и реконструкции пяти погранпереходов, но, к сожалению, сроки опять сдвинулись. В следующем году Минтранс планирует организовать электронную очередь, которая должна повлиять на то, чтобы очередь сократилась. Ожидаем, что по результатам реконструкции, модернизации, – а нам обещают ее в 2025 году завершить, – эта проблема уйдет.
– Глава Росрыболовства заявил, что помимо Китая, Кореи и Японии в числе покупателей появилась Нигерия.
– Да. У нас действительно расширилась сеть. Опять же из-за того, что нарушились логистические цепочки поставок, мы стали взаимодействовать и с Африкой, стали больше взаимодействовать со странами СНГ. Если статистику смотреть, у нас на 45% увеличился экспорт в страны СНГ и уже достиг уровня в 200 млн долларов. Взаимодействуем со всеми, кто готов с нами работать.
– Каковы перспективы в целом: как будет развиваться рынок?
– Для Приморского края приоритет – это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И мы активно работаем над тем, чтобы это сотрудничество развивалось. В прошлом году, допустим, мы открыли представительство правительства Приморского края в Даляне и в Харбине и планируем такие сети представительств развивать дальше. Рассматриваем сейчас Вьетнам, рассматриваем Шанхай. Вообще представительства созданы для того, чтобы наладить взаимодействие с нашими партнерами в части продажи нашей продукции, и, в том числе, это – поиск инвесторов, которые готовы реализовывать проекты на территории Приморского края. Безусловно, это будут те страны, с которыми у нас сложились дружеские отношения.
– Все-таки АТР, а не Африка.
– Да. Ну и Индия еще есть.
– Кстати, а с Индией как?
– Также начинает расти экспорт и внешнеторговый оборот. Постоянно стали делегации приезжать из Индии. Летом планируется поездка делегации предпринимателей Приморского края для того, чтобы наладить взаимодействие, и, соответственно, уже заниматься как поставкой, так и приобретением продукции.
– А что в Индию будем поставлять?
– Традиционные наши продукты. Помимо тех товаров, которые я назвал: рыба, продукция сельского хозяйства, дерево, большой популярностью пользуются наши экологически чистые продукты, такие как мед, мороженое. Не знаю, насчет мороженого в Индию, сможем ли довезти, но в Китай уже начали экспортировать. Ну а мед у нас уже достаточно хорошо экспортируется в Китай.
– А свинину когда снова начнем экспортировать?
– У нас на территории Приморского края реализуются крупные инвестиционные проекты. Это Русагро-Приморье, Мерси трейд. У нас есть положительный опыт экспорта в такие страны, как Китай и Вьетнам. Сейчас, когда ряд вопросов ветеринарных решится, продолжим экспорт.
– Сроки хотя бы примерные обозначены? Когда это может случиться?
– Мы ожидаем, что летом.
– Какие-то экзотические статьи неэнергетического несырьевого экспорта у нас есть?
– Вообще в Приморском крае несырьевой неэнергетический экспорт превалирует. 75% всего экспорта из Приморского края – это несырьевой неэнергетический экспорт. Нам необходимо сохранить и приумножить эту цифру. Что касается товаров экзотических, в голову приходят такие товары, как детские игрушки. В прошлом году в рамках Харбинской ярмарки рядом с нами в павильоне находилась компания «Куби Дуби» со своими детскими игрушками деревянными. Я знаю, что они уже со своими партнерами из КНР открыли магазин в Китае, и эта продукция пользуется большой популярностью. Дерево экологически чистое, китайцы это любят. Что касается еще экзотики, ну вот наш мед, он уникален. Олег Николаевич Кожемяко неоднократно говорил в интервью, что такого липового меда нет нигде, даже на территории Российской Федерации. Мед мы продолжаем поставлять в Китай. Эта продукция пользуется большой популярностью у китайцев. Мы буквально несколько недель назад вернулись из Харбина. В рамках Харбинской ярмарки было подписано соглашение между нашей фабрикой мороженого с китайской компанией на эксклюзивные права продажи этой продукции. Вот такие экзотические продукты экспортируются.
– Производители меда не раз жаловались на фальсификат: научились подделывать наш мед. Мы как-то боремся с этим?
– Да, к сожалению, такая проблема существует. В прошлом году мы даже были свидетелями такого на Харбинской ярмарке: мы привезли продукцию одного из наших производителей меда, и буквально в соседнем павильоне стояла копия этого меда.
– За руку поймали.
– Да, конечно, это печально. Была поставлена задача центру экспорта, – это институт, который занимается поддержкой всех экспортеров, – организовать меры поддержки для наших производителей в части патентования продукции именно по китайскому законодательству. Потому что не всегда, к сожалению, патенты, которые выдаются на территории Российской Федерации, работают на территории Китая. Сейчас, соответственно, мы выдаем патенты именно по китайскому законодательству. Ожидаем, что эта мера как-то позволит решить эту проблему.
– А в какой валюте преимущественно идут расчеты? Не могу об этом не спросить в связи с недавними событиями – санкциями против Московской биржи и долларовой изоляцией. Экспортеров эти санкции каким-то образом касаются?
– Сейчас переходят в основном на взаимодействие через рубли и юани. Стараются отказаться от доллара, опять же, учитывая последние санкции. Вроде бы все получается.
– Вы упомянули игрушки. Это уже сфера креативных индустрий. Летом в Хабаровске как раз будет проходить форум креативных индустрий, и одной из ключевых тем станет экспорт. Какую продукцию Приморье может экспортировать в этом секторе?
– На территории Приморского края реализуется проект, который сейчас немножко переименовался и называется «Модный альянс креативных индустрий». Он связан с поддержкой легкой промышленности. Возможно, вы видели – мы проводили несколько показов мод на территории Владивостока и Приморского края. Продукция, которую изготавливают наши дизайнеры, также направляется в Китай. Это дизайнерская одежда. Заключаются контракты о поставках. В прошлом году мы ездили в Чанчунь, вывозили наших предпринимателей, был даже показ мод. Один из наших дизайнеров выставлял свою продукцию, показывал ее китайским предпринимателям. В Харбине буквально недели три или четыре назад мы выставляли продукцию нашей художницы, она как раз у нас на стенде была. Был представлен ряд картин, которые она специально нарисовала для этой выставки. Также они там пользуются популярностью. Поэтому креативная индустрия у нас развивается, и уверен, что ряд продукции будет интересен нашим партнерам.
– То есть даже современное искусство идет на экспорт?
– Да.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.