Приморский край, 20 окт 2023, 08:32

Заявки на северокорейцев, мазутная наценка и вооруженный туризм

Эксперты о самых обсуждаемых темах на Дальнем Востоке
Читать в полной версии
Фото: Корейское радио/ЦТАК

Нет иностранцев – нет новостроя

Застройщиков в Приморье ждет кадровый голод. На сегодняшний день потребность отрасли составляет порядка 9 тыс. специалистов. Регион пытается решить проблему самостоятельно. Ударными темпами идет подготовка молодежи, но прорабы, бетонщики, крановщики и разработчики нужны уже сейчас. По данным министерства профессионального образования и занятости Приморского края, не хватает порядка 500 руководителей, до 1 тыс. инженерно-технических работников среднего звена и не менее 7,5 тыс. квалифицированных рабочих. Минстрой региона выступает за привлечение строителей из КНДР, Китая и Казахстана, а депутаты Госдумы, тем временем, предложили сократить число наемных иностранных рабочих до 5%.

Видео: РБК Приморье

По мнению экспертов, реализовать эту инициативу в Приморье пока невозможно. Как заявил РБК Приморье министр строительства Приморского края Виталий Блоцкий, без иностранной рабочей силы региону не обойтись. Он отметил, что в ближайшие два года объемы строительства увеличатся в 1,5-2 раза и потребуют дополнительных трудовых ресурсов – как минимум, 17 тыс. человек.

«Мы планируем в этом году ввести 1,1 млн кв. м. жилья, в 2024 году – 1,3 млн кв. м., в 2025 году – 1,5 млн кв. м. и далее, до 2030 года, – по 2 млн кв. м. жилья в год. Помимо этого идет развитие социальной инфраструктуры: строятся школы, спортивные учреждения, инженерные сети», – сообщил Виталий Блоцкий.

По словам эксперта, застройщики Приморья готовы привлекать на работу и молодых, и опытных специалистов, в том числе вахтовиков, обеспечивать их жильем, предоставлять социальный пакет, но полностью закрыть потребность в кадрах за счет российских специалистов не получится. Министр выделил две основные причины: бурное развитие отрасли в регионе и проведение специальной военной операции.

«Сейчас на строительном рынке Приморского края работают граждане Китайской Народной Республики, Узбекистана, Белоруссии, принципиально решается вопрос по привлечению трудовых кадров из КНДР. Более 20 строительных организаций Приморского края уже подали заявки более чем на 5 тыс. северокорейских рабочих», – рассказал Блоцкий.

Министр рассказал о самых значимых стройках настоящего и ближайшего будущего. Одни, по мнению Виталия Блоцкого, станут дополнительным центром притяжения для туристов, а другие повысят уровень жизни в регионе.

«Мы продолжаем строительство музейно-театрально-образовательного комплекса на ул. Аксаковской во Владивостоке. Окончание работ планируется на 2024 год, возможно, на начало 2025-го. <…> Будет развиваться туристический кластер Приморья по направлению Хасанского муниципального района. Мы заканчиваем большую работу по ЖСК «Остров» на Русском острове. По направлению инфраструктурных бюджетных кредитов занимаемся строительством инженерных сетей и котельных. Заложены новые школы на Снеговой пади, в Уссурийске и так далее. Это огромное количество социально значимых объектов, которые позволят улучшить качество проживания приморцев», – резюмировал эксперт.

Любители рыбы заплатят за мазут

В портах Дальнего Востока стремительно дорожает бункеровка. Эксперты также отмечают растущий дефицит всех видов топлива. Основные причины: повышение мировых цен на нефть, загруженная железная дорога, по которой идет львиная доля нужных объемов, и более привлекательные условия экспорта нефтепродуктов по сравнению с их продажей на внутреннем рынке.

«Если говорить о судовом маловязком топливе, то оно, в отличие от дизельного, не подлежит обязательной продаже на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, и поэтому говорить о его свободном доступе к покупке через биржу не приходится. Основными поставщиками маловязкого топлива и низкосернистого мазута в Дальневосточный регион являются компании «Роснефть» и «ННК». Они как раз и повысили отпускные цены. По данным аналитического агентства Argus с первого августа этого года по настоящее время рост цен на маловязкое судовое топливо составил, в среднем, 27%, а на низкосернистый мазут 34%», – рассказал председатель совета саморегулируемой организации «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков» Владимир Сергеев.

Цены на топливо выросли не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране. По данным «Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков» в портах Новороссийска, Санкт-Петербурга и Мурманска рост цен на маловязкое топливо составил от 28% до 32%, а на низкосернистый мазут – от 42% до 52%. Увеличение стоимости бункеровки, как следствие, повлечет за собой рост цен на товары.

«Судовое топливо в себестоимости перевозок или эксплуатации судов составляет ориентировочно 30%. Таким образом, если речь идет, например, о рыбопромысловом флоте, то значительное повышение цены на топливо неизбежно приведет к значительному повышению цены на конечный продукт. В данном случае это – рыба и морепродукты», – отмечает Владимир Сергеев.

По мнению эксперта, одним из способов решения проблемы могло бы стать введение норматива обязательной реализации маловязкого судового топлива и низкосернистого мазута на внутреннем рынке и увеличение экспортных пошлин на эти нефтепродукты в случае невыполнения объемов. Еще одна возможная мера – субсидирование железнодорожного тарифа при перевозках судового топлива.

Медведи против туристов

К туристам на Колыме хотят приставить вооруженных людей. Инициатива принадлежит председателю Магаданской областной Думы Сергею Абрамову. Автор законопроекта полагает, что только с помощью огнестрельного оружия можно обеспечить надежную степень защиты человека от хищников. Он отметил, что подобная практика в регионе уже существует: люди выходят на маршруты с охотничьими ружьями.

«Туристические группы прибегают к другому выходу, они просто обращаются в соответствующие органы, берут лицензии на отстрел диких животных, которых могут встретить. Они берут в сопровождение таких людей, <…> берут лицензию не с целью отстрела и добычи животных, а с целью обеспечить безопасность участников этих походов», – пояснил Сергей Абрамов.

Он напомнил, что в этом году в Магаданской области произошло четыре смертельных случая при встречах человека с дикими животными. Эксперт предложил привлечь специалистов Росгвардии и Ростуризма к решению вопроса обеспечения безопасности. Первые, по мнению Сергея Абрамова, должны обучать желающих пользоваться огнестрельным оружием, а вторые – определить перечень потенциально опасных туристических маршрутов, которые проходят через ареалы обитания хищников.

«Мы предлагаем, чтобы туристические компании имели право сами как юридические лица получить разрешение на владение и использование охотничьего оружия, либо они могут привлекать специалистов – профессиональных охотников, которые будут сопровождать туристические группы», – уточнил Абрамов.

­Полностью интервью с экспертами смотрите в видеоверсии.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить