Приморский край, 20 окт 2024, 10:58

«Бешеные» псы, налог за вулканы и битва с «помогайками»

Эксперты о самых обсуждаемых темах Дальнего Востока
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

Трагический гуманизм

Проблема бродячих собак в России выходит на очередной виток обострения. После трагического случая в Якутии, где стая безнадзорных животных растерзала 12-летнюю девочку прямо в поселке, баталии «любителей зверей» и «любителей людей» набирают новую силу. Одни утверждают, что четвероногие не виноваты – их «жизнь заставила». Другие требуют начать немедленный отстрел всех без разбора собак на улице. РБК Приморье попробовал разобраться в проблеме на примере Республики Саха.

Видео: РБК Приморье

По мнению активиста Общероссийского народного фронта (ОНФ) в регионе Антона Жондорова, проблема с бездомными собаками в Якутии действительно стоит очень остро.

«Эта проблема, к сожалению, продолжается уже десятилетиями. Дело в том, что собак становится все больше в целом по республике. Вначале проблемы были в крупных городах и на севере. Но, как мы видим теперь, это охватывает и южную часть Якутии», – отметил эксперт.

По его мнению, сегодня количество безнадзорных собак на улицах населенных пунктов региона исчисляется даже не десятками и сотнями, а тысячами, и в этом в первую очередь виноваты некоторые местные жители. Люди заводят щенков, которые, подрастая, становятся проблемой для своих хозяев ­– особенно в условиях суровой якутской зимы.

«Собака взрослеет, становится проблематично за ней ухаживать, <…> и они просто выкидывают ее на улицу. Понятно, в таких экстремальных условиях им, чтобы выжить, приходится сбиваются в стаи, искать себе пропитание. Если весна, осень, сезонность, то они, соответственно, конечно, будут вести себя агрессивно», – считает Антон Жондоров.

Он рассказал о том, что в поселке Чульман, где и произошла последняя трагедия, жители сами обустроили питомник в заброшенных домах, сделали будки для собак и подкармливали псов, тем самым поощряя разгул безнадзорных животных.

Однако если рассматривать ситуацию в комплексе, по мнению активиста ОНФ, есть и недоработка со стороны органов власти. Годами практиковавшаяся система «Отлов, стерилизация, выпуск» показала свою неэффективность.

«Собак меньше не стало, их стало только больше. Соответственно, и укусы они никуда не делись. Но сейчас в местном парламенте Ил Тумэн приняли республиканский нормативный акт, который уже допускает умерщвление бездомной собаки, если она тяжело больна. То есть изловили, выявили заболевание, и ее можно усыпить. Или если тот же самый эксперт считает, что собака может быть агрессивна, если ее выпустить, то, соответственно, спустя, по-моему, месяц ее уже могут усыпить», – рассказал Жондоров.

Он также подчеркнул, что решать вопрос лишь на уровне регионов недостаточно. Депутаты Государственной Думы должны принять на себя ответственность, поставив под сомнение эффективность действующих сегодня в России мер по контролю над безнадзорными животными, считает эксперт. Однако переломить ситуацию, возможно, будет непросто.

«Есть огромная аудитория людей, которые очень любят домашних животных: собак, кошек и так далее. Это, если грубо выразиться, определенный электорат, и определенные депутаты «играют» с этим электоратом, заручаются его поддержкой. Если депутат хочет продолжать сидеть в кабинетах власти, он не может просто пойти против своего же электората. <…> Но, как мы видим, люди продолжают гибнуть, и надо с этим реально что-то делать», – отметил Антон Жондоров.

«Помогай не надо»

В приморском правительстве решили объявить «войну помогайкам»: мол, мешают приличным туристам. Чиновники разных уровней, совместно с таможней, полицией, другими профильными ведомствами провели круглый стол – решали, как победить. Де-юре «помогаек» не существует, а значит и запретить их законодательно нельзя. Де-факто же ежедневно огромное число людей переходит границу в этом качестве. О том, кто такие «помогайки», и действительно ли они мешают, РБК Приморье поговорил с директором туристической компании «Дороги Мира» Анной Филимоновой.

«Помогайками» называют тех людей, которые перевозят товар через границу не для собственного потребления, а для других целей – по заказу третьих лиц. Например, каждый человек, как мы знаем, может перевезти через границу 25 кг на определенную сумму денег. Соответственно, эти люди заезжают, берут чужие сумки в Китае и вывозят их в Российскую Федерацию. Вот этих людей и называют «помогайками», потому что для себя они ничего не везут», – рассказала эксперт, подчеркнув, что при этом «помогайки» никак не нарушают действующее законодательство.

Налицо нехитрая бизнес-схема: некоторые предприниматели нанимают «помогаек», чтобы перевозить товар из Китая в Россию и не платить при этом налоги. По словам Филимоновой, процент таких людей от общего турпотока посчитать сложно: на одних пунктах пропуска их нет совсем, на других, напротив, – большинство, и они действительно мешают развиваться туристическому бизнесу.

«Автопереходы созданы для перемещения туристов, для обмена турпотоком между двумя странами – Российской Федерацией и Китаем. Соответственно, люди едут с определенной целью: посмотреть страну, что-то купить, покушать, попутешествовать, посетить экскурсионные места. Вот эти люди, «помогайки», практически не приносят Китаю никакого дохода, потому что это какой-то минимальный расход на питание, гостиницы – и все. Китайцы, которые занимаются туристическими потоками, тоже не сильно приветствуют это движение. А место в автобусе «помогайки» занимают. И, соответственно, туристам в чистом виде мест в автобусах не хватает», – отметила Анна Филимонова.

Она подчеркнула, что вычислить туристические компании, которые используют в своей работе «помогаек», при желании несложно: как правило, эти люди отличаются и своим внешним видом, и наличием огромных сумок-баулов, которые они везут через границу, имеет значение и частота поездок.

«Мы же понимаем, что обычный турист не ездит два раза в неделю. <…> Говорят, что это люди, которые ездят туда регулярно. Соответственно, наверное, это тоже как-то можно отследить. Я думаю, что было бы желание, а механизм найдется», – считает руководитель туркомпании.

По мнению эксперта, борьба с «помогайками» должна принести свои плоды туристической отрасли. Снизится нагрузка на пункты пропуска, увеличится скорость прохождения границы, а в свободной продаже появится больше мест для добросовестных туристов, желающих посетить соседнюю страну.

Налог на туризм

Отдых на Камчатке, и без того один из самых недешевых в стране, с 1 января 2025 года станет еще дороже. Полуостров вводит «туристический налог». С нового года каждый человек, решивший переночевать в местной гостинице, заплатит в бюджет краевого правительства 1% от стоимости номера, но не менее 100 руб. Казалось бы – копейки. А если приехала многодетная семья? А если дней на 10? А если на последние? О том, зачем нужны деньги камчатскому туризму, РБК Приморье рассказал глава профильного министерства региона Владимир Русанов. По его словам, туристический налог – один из перспективных и важных инструментов с точки зрения устойчивого развития сферы гостеприимства и туризма.

«Количество туристов на Камчатку растет. При этом мы понимаем, что с увеличивающимся количеством туристов растет и антропогенная нагрузка, и нагрузка на существующие объекты туристической инфраструктуры. Даже растет, условно говоря, количество твердых отходов, которые появляются в связи с увеличивающимся туристическим потоком. И, конечно, если мы не создадим инструмент, который будет как раз дополнительным источником бюджета (особенно муниципальных, куда туристы, в общем-то, и ездят, посещая те или иные туристические объекты), то у нас начнут появляться разрывы в бюджетах. Потому что мы понимаем: количество людей растет, количество гостей растет, а в муниципальных бюджетах от этого не появляется дополнительных источников финансирования, чтобы даже ТБО вывезти», – отметил министр.

Он уточнил, что дополнительный туристический налог будут платить не все – есть множество исключений. В частности, от уплаты туристического налога освобождаются такие категории граждан, как Герои России, Советского Союза, социалистического труда и другие граждане, которые имеют льготы по налогам и сборам. А вот россиянам, которые поедут на Камчатку в командировку, все-таки придется раскошелиться.

«Очень много вопросов сейчас поднимается, а где та тонкая грань между командировочными и туристами. Для себя мы определяем, что, наверное, эту грань вообще сложно установить. И мы считаем, что все люди (кроме выделенных категорий, о которых я сказал выше), приезжающие в регион, потенциально туристы. Мы сами ездим в командировки: если даже несколько часов свободного времени между пересадками на рейс, между поездами появляются, мы, конечно, пытаемся посетить тот или иной туристический объект. Поэтому мы считаем, что лучше от этого крайнего разделения «командировочные» и «туристы» отказаться, <…> и всех гостей региона рассматривать как туристов», – сказал министр.

Доходы от дополнительного туристического налога край планирует направить на содержание общедоступных объектов туристической инфраструктуры, а также на вывоз мусора, который оставляют после себя гости региона.

Полное интервью с экспертами смотрите в видеоверсии.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Чем запомнился год председательства России в БРИКС
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Выживет ли «Великолепная семерка» в 2025 году
Pro
ИИ, ИИ и снова ИИ: какие стартапы привлекли больше всех в 2024 году