Приморский край, 22 мар, 11:30

Дорогая инфекция: во сколько обходится лечение туберкулеза

В запущенных случаях пациентам с туберкулезом назначают до 10 видов препаратов, а больничный может длиться до полутора лет
Читать в полной версии
Фото: правительство Приморского края

Всемирный день борьбы с туберкулезом отмечается 24 марта. С момента открытия «палочки Коха» прошло уже 142 года, но до сих пор эта инфекция – в списке наиболее опасных: по оценкам ВОЗ в мире насчитывается более 10 млн больных туберкулезом, каждый 10-й из них – ребенок. Если говорить о Приморском крае, то Роспотребнадзор оценивает ситуацию как стабильную и относительно благополучную. По итогам прошлого года показатель заболеваемости снизился на 7,9%. А как обстоят дела с лечением туберкулеза у детей, рассказала главный врач Приморского детского фтизиопульмонологического центра Светлана Осина.

Видео: РБК Приморье

– Светлана Леонидовна, как изменились цифры заболеваемости детей с прошлого года? Какова динамика?

– У нас, как и в целом, в последние три года цифры заболеваемости стабилизировались. Есть тенденция к снижению количества заболевших детей.

– А кто в группе риска?

– В группе риска, конечно же, детки, не имеющие вакцины. Если вакцина БЦЖ-М не введена в роддоме, это самый высокий риск. Если нет вакцинации, и ребенок не исследован на инфекцию, то есть нет диагностики, это еще удваивает риск. И если вдруг в окружении ребенка попадается больной туберкулезом взрослый, то этот риск вырастает в десятки раз. То есть наибольший риск у не вакцинированного, своевременно не прошедшего профосмотр и имеющего возможность контактировать с больным туберкулезом ребенка. К этим рискам присоединяются и различные заболевания. Возможно, это дети с ревматоидным артритом или дети, которые часто болеют простудными заболеваниями, перенесшие пневмонии – это все нарушает иммунитет органов дыхания, что способствует развитию различных инфекций, в том числе, возможно, и туберкулеза.

– Как сейчас лечат туберкулез у детей? Меняются ли методики, подходы?

– В нашей клинике есть все передовые методики для лечения туберкулеза. Мы много лет не имеем смертности от туберкулеза, уже более 5 лет. И все дети на 100% эффективно излечиваются от туберкулеза. Самая передовая методика – это лечение введением препарата сурфактанта. Этот препарат применяется для лечения новорожденных, у которых есть небольшие проблемы с легочной тканью, мы применяем его для санации легочной ткани у детей и подростков с туберкулезом. Ставятся бронхоблокаторы – это малоинвазивные методики, позволяющие избежать операций и способствующие быстрому излечению туберкулеза с распадом у подростков. Применяются все препараты, край обеспечен полностью противотуберкулезной терапией в соответствии с клиническими рекомендациями. То есть мы идем со всеми в ногу.

– А во сколько обходится лечение пациентов с туберкулезом? Насколько это дорогая инфекция?

– Инфекция крайне дорогая, и ВОЗ пишет постоянно, насколько сложно лечить туберкулез, потому что препараты дорогостоящие. Например, в случае лечения туберкулеза с МЛУ – множественной лекарственной устойчивостью, цифра по одному пациенту приближается к 1,5 млн руб.

– Давайте поясним, что такое МЛУ.

– Это когда возбудитель имеет устойчивость к основному ряду препаратов, к некоторым препаратам, которые являются резервными. Спектр терапии для одного такого пациента в течение полугода составляет единовременно 6 препаратов, и все они довольно сложны. То есть 6 месяцев – 6 препаратов, и затем еще около года – 4 препарата. Представляете длительность? Полтора года при хорошем исходе и хорошем развитии, и около 1,5 млн руб. стоимости. При этом в это время человек практически выпадает из социума, здоровье страдает, он вынужден лечиться и не может приступить к обычной жизнедеятельности, не может исполнять свои профессиональные обязанности. То есть это довольно сложные ситуации.

– То есть он на полтора года выпадает, и лечение проходит в стационаре?

– Ребенок полностью лечится в стационаре – от и до. Это тенденция, которую мы решили соблюдать, потому что видим, насколько это эффективно. Если детки уезжают домой для продолжения лечения на облегченной фазе, то высоки риски рецидива заболевания, либо нет такого эффекта, как в стационаре. А вот взрослые интенсивную фазу пролечивают в стационаре, а затем остальное время лечатся амбулаторно под присмотром медиков общей лечебной сети либо фтизиатров центральных районных больниц или поликлиник.

– Сколько длится больничный? Понятно, что это зависит от сложности случаев, но все-таки.

– Самый простой случай заболевания туберкулезом – это шесть месяцев лечения. Дети –в стационаре, а взрослые – два-три месяца в стационаре и в последующем амбулаторное лечение. На период амбулаторного лечения взрослые допускаются к трудовой деятельности с определенными ограничениями: не могут работать в пищевой промышленности, не могут работать с детьми. Но нужно помнить, что эти больные возвращаются в семьи, на место жительства, а рядом живут дети, и риски неэффективности лечения сразу отразятся на этом детском населении, на членах семьи, на знакомых детях, потому что дети – это индикаторы здоровья взрослых. И если заболевает ребенок, первое, что делают специалисты – обследуют все окружение, понимая, что где-то есть проблема, от которой ребенок заболел.

– Как понять человеку, что он болен туберкулезом? Какова симптоматика? Я смотрела опросы ВЦИОМ, и у нас 70% населения толком ничего не знают о туберкулезе: насколько он опасен, как он распространяется, как его лечат.

– Это воздушно-капельная инфекция. Чем опасна? Она передается при вдыхании зараженного воздуха: можно заразиться, если больной туберкулезом подышал в помещении, либо был кашлевой рефлекс, и он в воздух порцию микобактерий выдохнул. И эта инфекция, попадая в организм, к сожалению, не дает такой симптоматики, как грипп, ОРВИ или пневмония, когда человек ощущает в течение нескольких дней, что начинает заболевать, и это заставляет его обратить внимание на свое здоровье и заняться лечением. Туберкулез длительное время остается незаметен клинически. И сам человек, больной туберкулезом, и его окружение не могут понять, что произошло инфицирование и развивается туберкулез. Этим он и опасен. Поэтому очень важно проходить профилактические осмотры, которые помогают на ранних этапах заболевания, без клинических проявлений, выявить проблему и начать ее лечить. Чем раньше выявлено заболевание, тем больше эффективность. Инфицированный ребенок, как и взрослый, тоже практически не страдает. То, что описывали раньше классики, когда я училась – бледность, интоксикация, слабость, вялость, потеря массы тела – появляется уже тогда, когда заболевание начинает во всю развиваться и поражены многие органы, большая часть органа. Мы этого стараемся не допускать, и таких случаев в Приморском крае немного. Они есть только тогда, когда родитель игнорирует меры профилактики. Вот в этих ситуациях ребенок может приобрести заболевание уже с клиническими проявлениями.

– А почему необходимо такое долгое лечение? Почему так долго восстанавливается организм?

– Микобактерия туберкулеза – очень хитрый возбудитель. Он очень долго существует рядом с человеком. Считается, что при раскопках уже находили кости с изменениями, характерными для туберкулеза. Мы живем с этой микобактерией очень много времени, и она приобрела свойство адаптации к возможностям лечения. Почему возник туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью? Потому что, если лечение прерывалось на какой-то момент или по какой-то причине препараты не поступали, то микобактерии эти препараты используют как среду для питания. То есть она не убивается, а становится сильнее. И период размножения микобактерий длится дольше, чем у обычных бактерий, вызывающих заболевания. Классический пример: при посеве микобактерий для диагностики, три месяца ожидают, когда будет рост. Представляете? Цикл развития может длиться от 20 дней до 3 мес., это очень долго. Поэтому терапия считается кратной трем месяцам. Мы должны полностью остановить цикл развития популяции, а это не меньше трех месяцев или кратный трем месяцам курс. Вот отсюда такая длительность. За 21 день не справишься. Если прерывается лечение по любым причинам, то микобактерия рискует приобрести устойчивость. И это сразу осложняет лечение и течение по набору препаратов и по времени продолжительности лечения.

– Как не заболеть, как защитить себя? Какие меры профилактики наиболее эффективны для взрослых и детей?

– Наверное, не совсем правильно так говорить, но все же очень хорошо повлиял период ковида на респираторную гигиену: люди приобрели настороженность в плане воздушно-капельных инфекций. Зная, что ты простыл, ты уже наденешь маску, не стесняясь, это заметно по населению. Если рядом находится болеющий человек, то все уже начинают отстраняться от него на полтора-два метра для того, чтобы не получить респираторную инфекцию. Это очень большой плюс. Кроме того, это соблюдение определенных правил: чистые руки, правильное питание, правильный режим отдыха. Хотя мы с вами не всегда можем их соблюдать, и даже наши дети не могут – с большими нагрузками по обучению и тренировками. Чтобы гениальность в себе воспитать, нужны трудозатраты, состояние стресса и так далее. И здесь нам помогают меры профилактики программы здравоохранения. Первое – это вакцинация. Это вакцина БЦЖ или БЦЖ-М в первые дни рождения, либо в первые месяцы, если были медотводы. Она защищает от развития тяжелых форм туберкулеза. По данным ВОЗ, 80% смертей детей от туберкулеза – это дети раннего возраста. Первая встреча с микобактерией может пройти по сценарию летального исхода. Так вот, вакцина дает возможность защититься от этого. Следующая мера профилактики – это профилактические и ежегодные осмотры. Часто болеющие дети, дети с определенным риском по заболеванию, с социальным риском обследуются два раза в год, потому что у них выше риски – микобактерия дает возможность для заболеваний в два раза чаще. Ну а взрослые должны проходить флюорографию, потому что ребенок сам по себе не заболеет никогда. Это только от взрослых, находящихся рядом, приходящих и встречных на пути ребенка. Так вот, взрослые, помните, если вы здоровы, то рядом с вами не будут больными дети. Ваша флюорография, ваш здоровый образ жизни — это залог здоровья ребенка.

– Вы говорите, что прививка БЦЖ является основной формой профилактики туберкулеза, но сейчас среди родителей много «антиваксеров». Что вы можете на это сказать?

– Еще раз повторюсь, что самый высокий риск тяжелых заболеваний, в том числе летальности в мире, – это не придуманная, а мировая статистика, – у детей раннего возраста от 0 до 3 лет. Без вакцины у детей есть все возможности заболеть, если вдруг микобактерия попадает в поле деятельности ребенка. Поэтому родители должны помнить: если они отказываются от вакцинации БЦЖ, ответственность за последующее здоровье ребенка относительно туберкулеза полностью ложится на них.

– Но они, вероятно, считают, что ребенок воспитывается в тепличных условиях: никуда не ходит, ни с кем не общается, никто на него не чихает. И поэтому он защищен, зачем прививки ставить?

– Сейчас тепличных условий нет. Чтобы не инфицироваться никакой инфекцией, надо жить под колпаком. Мы все социализированы, мы гуляем в парках. В конце концов к нам приходят гости, любимые, родные люди, приезжают тетя с дядей, а это всегда риски попадания инфекций. Человек может клинически не болеть, но быть опасным для окружения. Но если вы приняли решение и все-таки не вакцинируете своего ребенка, нужно понимать, что этот ребенок имеет высокий риск, и должен проходить профилактическое обследование 2 раза в год. Это обязательно. Профилактические осмотры – это тоже введение препарата. Многие родители говорят: вакцинация Манту. Так вот, Манту, диаскинтест – это не вакцинация. Это проба, которая просто дает понять, есть микобактерия в организме или ее нет. Манту не является введением микобактерии в организм или какого-то действующего препарата. Это, по сути, – аллергическая проба, как проверка на аллергию, к примеру, на пыль: делают насечку, получают ответ. Здесь то же самое. Если вы отказываетесь делать и эти пробы, то есть методики в здравоохранении, которые помогут пройти профосмотр ребенку. Это альтернативные тесты – забор крови из вены либо рентгенологическое обследование, мы все для вас сделаем. Главное, чтобы было желание вообще заняться обследованием ребенка и понимание, насколько высоки риски.

Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как нейросети помогают компаниям в HR и почему они еще далеки от идеала
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией