Приморский край, 22 авг, 01:27

Очереди на АЗС в Приморье объясняют нерыночными условиями в отрасли

Представители регионального топливного союза предупреждали ФАС и правительство РФ о рисках в пиковый сезон спроса
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

В течение последней недели обстановка вокруг автозаправочных станций в Приморье заметно накалилась. По сообщениям жителей различных районов края, на частных АЗС стоимость литра 95-го бензина уже достигает 78–80 руб. На станциях вертикально интегрированной «Независимой нефтегазовой компании» (в регионе представлена «ННК-Приморнефтепродукт») цены существенно ниже, но вместо них растут очереди — приморцы порой не могут заправиться часами. В правительстве региона подчеркивают, что ситуация под контролем — привлечены дополнительные бензовозы. В Приморском топливном союзе рассказали РБК Приморье, что суть проблемы гораздо глубже — в сокращении оптовых продаж топлива на заводах и в нерыночных условиях ценообразования.

Топливо было, едет и будет

«Действительно, на сегодняшний день мы видим ажиотаж на наших автозаправочных станциях. Всего на территории Приморского края у нас порядка 295 АЗС. Из них 130 — это автозаправочные станции группы компаний «ННК-Приморнефтепродукт». Мы еще с начала августа видим, что на частных автозаправочных станциях фиксируется ограничение реализации бензина либо осуществляется отпуск топлива с ценовой разницей до плюс 12 руб. за один литр по отношению к ценам на автозаправочных станциях группы компаний «ННК-Приморнефтепродукт». Поэтому, конечно же, граждане обращаются на те заправочные станции, где оно дешевле», — прокомментировала происходящее министр энергетики Приморья Елена Шиш.

По ее словам, в муниципалитеты, где наиболее остро ощущаются проблемы с приобретением топлива, были направлены дополнительные бензовозы на заправки ННК — теперь их обслуживают 44 машины вместо 30, для этого компания заключила договоры аренды техники. Еще 4 бензовоза были направлены на помощь из Хабаровского края. Где именно в Приморье ощущается нехватка топлива, Елена Шиш не уточнила, но упомянула, что проблема касается районов с усилившимся летом туристическим потоком — как добавила министр энергетики, турпоток в Приморье вырос на 30%, по сравнению августом 2024 года.

Отметим, что сообщения о наиболее высоком росте цен поступали в редакцию РБК Приморье от читателей из Уссурийского городского округа — около 80 руб. за литр АИ-95, именно эта марка подорожала особенно заметно. Во Владивостоке на сравнительно дорогих АЗС сети Benzo на момент подготовки материала 95-й бензин стоил 77,57 руб. (+25,2% по сравнению с серединой июля), а 92-й — 73,97 руб. (+21,1%). Для сравнения, цены у «ННК-Приморнефтепродукт» во Владивостоке составляли 62,6 руб. за АИ-95 и 61,73 руб. за АИ-92, и они никак не изменились за прошедший месяц.

В правительстве заверяют, что нефтебазы «ННК-Приморнефтепродукт» обеспечены топливом в достаточном количестве — запас на 20 августа составлял порядка 5,5 тыс. т. В то же время приморцев призывают не усложнять сложившуюся ситуацию искусственным ажиотажем — заправлять только свои авто, а не канистры и прочие емкости «про запас».

Ажиотаж не только на АЗС, но и на бирже

В Приморском топливном союзе, объединяющем владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров региона, рассказали РБК Приморье, что пытались заранее предупредить власти и контролирующие органы о надвигающейся проблеме — и отчасти она связана со снижением объемов реализации топлива на дальневосточных нефтеперерабатывающих предприятиях. Два письма по этому поводу были направлены главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от компании «Комплект-сервис» в апреле 2025 года (имеются в распоряжении редакции).

«Начиная с марта 2025 года нами зафиксировано существенное снижение объемов реализации бензина АИ-95 с трех нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири: Комсомольский НПЗ, Ангарская нефтехимическая компания (АНХК), Ачинский НПЗ (все предприятия принадлежат ПАО «НК Роснефть» — прим. ред.). <...> Возникший дефицит предложения на Дальнем Востоке приводит к формированию накопленного неудовлетворенного спроса, что провоцирует ажиотажное поведение участников торгов и оказывает существенное влияние на динамику цен», — указано в обращении.

Собранные по этому поводу цифры статистики представители Союза обновили для более свежего обращения — в адрес заместителя председателя правительства РФ Александра Новака (от 21 августа 2025 года, имеется в распоряжении редакции). Так, в начале марта суммарный объем реализации АИ-95 на трех заводах составлял 2,8 тыс. т. С 18 марта он сократился до 900 т. А по данным за 20 августа, Комсомольский и Ангарский заводы (основные для закупок в Приморье) суммарно реализовали 540 т этого бензина.

Антимонопольную службу просили провести проверку и принять меры по восстановлению баланса спроса и предложения. В мае она дала ответ, пояснив, что это вопрос уже рассматривался на заседании подкомитета Биржевого комитета ФАС России:

«По результатам заседания отмечена позиция ПАО «НК Роснефть» о реализации моторного топлива в объемах, превышающих норматив продаж нефтепродуктов на биржевых торгах. <...> Таким образом вышеуказанное предложение требует детальной проработки с учетом баланса спроса и предложения нефтепродуктов в разрезе видов топлива и регионов на среднесрочную перспективу <...> в целях нивелирования риска возникновения дисбаланса спроса и предложения на рынке нефтепродуктов на территории Дальневосточного федерального округа».

Цена рыночная и не очень

Тем временем в Союзе утверждают, что сокращение реализации топлива на заводах характерно именно для Дальнего Востока страны. В условиях дефицита предложения растет спрос. И в итоге именно на Комсомольском НПЗ сейчас фиксируются наибольшие биржевые цены среди всех «сопоставимых» заводов страны. В обращении от имени главы Приморского топливного союза Владимира Чирскова указано, что со 2 июня по 20 августа (почти за три месяца) цены отпуска 95-го и 92-го бензина на предприятии выросли до 97,1 тыс. руб. за тонну (+31,3%) и 93,8 тыс. руб. (+32,1%), соответственно, с учетом железнодорожного тарифа при доставке топлива.

Картина бурного роста наблюдается и при анализе территориальных индексов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. На первичном рынке нефтепродуктов Сибири и ДФО цена закупки стабильно увеличивается с марта, стремясь к своему пику в летние месяцы высокого спроса среди потребителей. Так, АИ-95 с 31 марта (момент наименьшей цены на торгах за год) вырос на 52,5%, до 81,6 тыс. руб. за тонну. Бензин 92-й марки начал расти несколько раньше — с начала марта и до 20 августа он поднялся на 44,5%, до 74,9 тыс. руб.

Индексы закупки на бирже можно перевести в привычные автомобилистам рубли за литр, но в Приморском топливном союзе подчеркивают, что в этом случае необходимо учитывать и железнодорожный тариф за доставку топлива непосредственно до нефтебазы — чтобы видеть реальную стоимость бензина. В организации подсчитали такие цены для Комсомольского НПЗ на 20 августа: около 72,35 руб./л по АИ-95 и 69,9 руб./л по АИ-92. Исходя из этих цифр можно заключить, что заправки «ННК» торгуют в убыток: -9,8 руб за литр АИ-95 и -8,2 руб. за АИ-92. При этом стоимость закупки и доставки топлива с другого приоритетного для Приморья завода — Анграской НХК — на ту же дату отличается незначительно: 75,09 руб./ и 69,2 руб./л, соответственно.

«Важно отметить, что средние затраты на содержание АЗС независимых участников рынка в Приморском крае составляют 10 руб./л. При текущих оптовых ценах, которые превышают розничные, независимые АЗС не имеют возможности устанавливать сопоставимые цены с АЗС «ННК». Розничная цена в независимых АЗС должна быть как минимум на 10 руб./л выше, чем на АЗС «ННК», чтобы покрывать собственные издержки и не работать в убыток. Такая разница в цене воспринимается потребителями как завышенная, что приводит к оттоку клиентов и снижению объемов реализации на независимых АЗС. Поскольку основные затраты на содержание АЗС являются постоянными, снижение объемов продаж ведет к росту себестоимости одного литра топлива с 10 до 15 руб./л, так как расходы распределяются на меньший объем», — сетует глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков.

В организации считают, что рынок нефтепродуктов на Дальнем Востоке функционирует в условиях, отличных от рыночных. Независимые участники сталкиваются с дефицитом предложения, высокими оптовыми ценами и вынуждены пытаться конкурировать с низкой розницей на заправках «ННК». А в летний сезон, когда спрос на топливо растет, ситуация ожидаемо обостряется.

В обращении союза отмечают и неэффективность запрета на экспорт бензина, который действует до 31 августа. Правительство РФ просят принять более действенные меры по увеличению обязательных объемов реализации бензина и дизельного топлива на предприятиях ДФО, а также способствовать устранению ценового диспаритета. Отметим, что аналогичное обращение в адрес Александра Новака Союз уже направлял в конце июля (имеется в распоряжении редакции) — суть его не изменилась за месяц, лишь выросли указанные цены по всем пунктам.

Как сообщается на сайте российского правительства, 14 августа Александр Новак провел заседание штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов с участием представителей Минэнерго, ФАС, Минсельхоза, Минтранса, руководителей Петербургской биржи, нефтяных компаний, а также депутатов Госдумы. Было отмечено, что внутренний рынок полностью обеспечен топливом. При этом ТАСС передает дополнительную информацию из протокола встречи: вице-премьер уже тогда поручил ФАС и Минэнерго провести анализ цен на топливо в некоторых регионах — включая Сибирь и Дальний Восток.

Правовая профилактика за 30 минут: как защитить бизнес без юристов
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Как собрать медиаплан, который работает на прибыль, — инструкция
ФНС против четырех новых налоговых схем. Кейсы
Гонец с дурными вестями: как говорить команде о плохом
Как пошлины Трампа разогнали «чипфляцию» в США
Как распознать использование ИИ в резюме, тестовых и на собеседовании
Выкуп за 1 руб. Какие кейсы с опционами в России доходят до судов