Утилизационный сбор, 22 окт, 03:21

Какие авто остаются, какие уходят: новый утильсбор изменит рынок импорта

Наиболее ощутимые для Приморья изменения произойдут в сфере заказа автомобилей из Китая и Кореи
Читать в полной версии
Фото: РБК Приморье

После введения нового механизма расчета утилизационного сбора, резко подорожают многие популярные модели авто, которые сейчас россияне ввозят из Китая и Южной Кореи, в некоторой степени подорожание затронет и рынок Японии. По оценкам экспертов, рост цен может составить 1–2 млн руб. и более, так что эти машины фактически исчезнут из «меню» широкого покупателя. Однако на всех трех иностранных рынках многие перспективные модели по-прежнему будут доступны. РБК Приморье разбирался в том, чего лишатся и что сохранят за собой импортеры и автолюбители региона.

Автомобили из Китая

В первую очередь мы говорим не о китайском автомпроме, а о многочисленных марках машин, которые производятся на заводах в КНР и доставляются в Приморье по выгодным для покупателей ценам. Отметим, что для региона китайский авторынок уже стал приоритетным, поэтому ему уделяется больше внимания со стороны экспертов. Как писал РБК Приморье, только за первую половину октября Уссурийская таможня оформила 5,2 тыс. автомобилей для личного пользования — на 20% больше, чем за аналогичный период в сентябре.

Какие авто «уходят»: Toyota RAV4, Toyota Highlander, Toyota Land Cruiser Prado, Honda CR-V (или Breeze), Hyundai Custo, Volkswagen Tayron (или Tiguan), BMW X3, большое количество непосредственно китайских марок авто (Chery, Geely, Haval и др.).

(Здесь и далее по тексту перечисляется не все возможные авто, которые попадают или не попадают под коммерческие ставки утильсбора по новым правилам расчета. Редакция в произвольном порядке приводит выборку «приоритетных» моделей на основе мнений опрошенных экспертов.)

Toyota RAV4 называют лидером в этом перечне. Максимальным спросом сейчас пользуются новые машины с 2-литровым двигателем — с полным приводом и в хорошей комплектации они обходятся приблизительно в 3,3 млн руб. Большой 7-местный кроссовер Toyota Highlander: новый стоит около 5 млн руб., а в кузове 2021-го года — 3,5 млн руб. Уходят и такие модели известной этой японской компании, как Corolla Cross, Camry, Sienna, CH-R, Land Cruiser Prado.

Японская Honda по спросу среди россиян на рынке КНР уверенно следует за Toyota — в первую очередь благодаря очень востребованной модели CR-V и ее аналогу Honda Breeze. На сегодня 6-му поколению Honda CR-V уже исполнилось 3 года, поэтому появилась возможность возить авто с минимальной пошлиной и уложиться в стоимость 2,7–2,9 млн руб. (модели 2021–2022 года обходятся в 2,2–2,3 млн). Однако у этих машин нет версий с мощностью двигателя ниже 160 л.с., так что в будущем они попадают под коммерческие ставки «утиля». Также уйдут из доступного сегмента Honda UR-V, ZR-V (аналог Corolla Cross), Accord, Civic и семейный минивэн Odyssey. Определенной популярностью при заказе авто из Китая пользуются и японские Subaru Forester — высокая цена окупается тем фактом, что это один из немногих ходовых вариантов с 4WD.

Сократится предложение по автомобилям из группы VAG (от концерна Volkswagen AG). Например, Volkswagen Tayron (аналог Tiguan для китайского рынка) — это компактный кроссовер мощностью 220 л.с., разгоняющийся до 100 км/ч за 7,5 сек. Цена — выше 3 млн руб. А от концерна BMW одним из лидеров продаже является модель X3 в рестайле 2022-го года — 252 л.с. и больше 4 млн руб., если заказывать напрямую из Китая. Но грядущий утильсбор для данного авто составит 2,5 млн руб., и для многих это ставит под вопрос целесообразность приобретения.

Среди «корейцев» значимой потерей для россиян можно назвать Hyundai Custo — 5,3-метровый хорошо оснащенный минивэн с 2-литровым двигателем турбо. Его привозят из-за границы по цене 2,3–2,5 млн руб. Также хорошо себя зарекомендовал на российских дорогах Hyundai Tucson c двигателем на 1,5 литра и мощностью 200 л.с. — последний параметр подводит его под коммерческие ставки «утиля».

«Китайские машины из Китая — тут просто «минус все». Вот без преувеличения, как будто взяли и все запретили. И даже сложно выделить какие-то хиты продаж которых не стало — их будет несколько десятков, если не сотен моделей и все попадают под новый «утиль». Можно вспомнить очевидные Lixiang, которых уже хватает на дорогах в любых уголках России. Geely Monjaro — тоже почти нарицательное название, как одно из самых узнаваемых китайских авто. Tank’и — мое почтение, особенное уважение к 300-й версии, эта машина получилась достойной. <...> Наверное, бесконечно можно перечислять китайский модельный ряд, но самое главное тут понять, что наше любимое сочетание «много машины за мало денег» уже не будет актуально», — рассказал РБК Приморье директор компании Carwin Дмитрий Забора.

Какие авто «остаются»: Toyota Corolla, Honda Vezel, Volkswagen Tharu, Volkswagen Golf, Audi Q3 и A3, Mazda CX-5, Skoda Karoq, Kia Seltos, BMW X1 и Х2.

Среди моделей Toyota мощностью ниже 160 л.с., которые можно будет ввозить по льготным ставкам утильсбора для граждан, остаются Toyota Corolla и ее аналог Levin, а также небольшой Yaris L (аналог Toyota Vitz). Импортеров радует, что останется доступен Honda Vezel (он же XR-V) — новый 2025-го года (124 л.с.) сейчас стоит около 2,2 млн руб. Хотя это авто вряд ли сможет претендовать на роль семейного кроссовера, так как имеет слишком мало места сзади — в отличие от «уходящей» Honda CR-V. Останутся доступны небольшие Honda Fit и Life, но их называют автомобилями «единичного спроса» из-за сравнительно высокой цены. Сумма в районе 1,5 млн руб. (при заказе из Китая) может показаться небольшой, но нужно учитывать, что в такой же бюджет входит Toyota Corolla, вдобавок на японском рынке тот же Honda Fit стоит значительно дешевле (около 1 млн руб. и меньше).

У Volkswagen, в отличие от «японцев», остаются доступны довольно много моделей как кроссоверов, так и седанов с двигателями 1,4–1,5 л турбо на 150–160 л.с. Из кроссоверов среднего размера это Tharu, Tayron, Tiguan. Среди совсем небольших авто — Tharu XR, T-Roc, Tacqua. Среди лифтбэков и седанов — Lamando, Magotan и Sagitar (аналог Passat и Jetta). 8-е поколение Volkswagen Golf пользуется спросом среди россиян в версии R-Line, несмотря на высокую стоимость (около 2,2 млн руб.). В списке доступных можно оставить Audi A3, Q3 и Q3 Sportback. Из моделей Skoda удастся избежать коммерческих ставок утиля таким авто, как SuperB, Octavia и Rapid, среди кроссоверов — это Karoq, а среди мини-кроссоверов — Skoda Kamiq.

Любители BMW по-прежнему смогут покупать по льготным ставкам кроссоверы X1 и Х2 с 1,5-литровым бензиновым двигателем, им же оборудован седан BMW в комплектации 120i. Но более интересным для российского рынка называют другой седан — 320Li c 2-литровым 156-сильным бензиновым мотором. От Mercedes на китайском рынке не останется практически ничего. Среди немногих «уцелевших»: GLA 180, где под капотом всего лишь 1,3 литра и 136 л.с., и модели A180 с 1,5 литра и 156 л.с., однако в Китае последних почти не осталось в продаже.

Среди «корейцев» останутся доступны россиянам маломощные кроссоверы Hyundai ix25, ix35 и Kia KX3. Шансы на популярность в РФ, по субъективным оценкам, есть у Hyundai Elantra, а также у Kia Seltos — стоимость такого нового авто начинается от 2 млн руб.

Автомобили из Южной Кореи

Какие авто «уходят»: практически все продаваемые в стране японские и европейские модели, а также Kia Carnival, Kia Sportage, Kia Sorento, Hyundai Santa Fe, Hyundai Staria.

Если в КНР многие производители еще используют малообъемные моторы (например, 1,5 литра на Mercedes-Benz С 200), то в Корее — в основном комплектуются более мощные 2-литровые. Поэтому приведенный выше перечень «уходящих» автомобилей, продаваемых в этой стране, эксперты начинают со слов «практически все японские и европейские машины».

Тем не менее, выделяют и ряд перспективных авто, которые будут доступны к покупке в Корее даже после ограничений льготных ставок утильсбора для физлиц.

Какие авто «остаются»: Mazda CX-5, Volkswagen Touran, Honda Stepwagon, Toyota Corolla, Jetta VS7, Kia Morning, Hyundai Casper, Mini Cooper.

«На первом месте без вариантов и альтернатив — Mazda CX-5. Новые CX-5 (2025 года) с 2-литровым 155-сильным двигателем внутреннего сгорания начинаются от 2,4 млн руб. во Владивостоке. Это машина достаточно высокого уровня, хотя многие и приравнивают ее к RAV4. Имеется качественная отделка салона с хорошей шумоизоляцией, в базе — уже двойные стекла. Топовые версии могут похвастаться кожаным салоном с подогревами сидений, но и цена уже чуть больше — 3 млн руб. Соотношение цены и качества у этой машины запредельно высокое», — считает директор компании Carwin Дмитрий Забора.

Volkswagen Touran — фактически единственный доступный минивэн с левым рулем и тремя рядами сидений. Модель не новая — второе поколение Touran вышло в конце 2015-го года. Техническая начинка: двигатель DJS на 1,4 литра, 150 л.с. Цена — около 2,2–2,3 млн руб. во Владивостоке за авто 2021-2022 года выпуска с пробегом. А единственный доступный к покупке микроавтобус — Honda Stepwagon. Это машина с правым рулем для внутреннего рынка Японии. Под капотом «удачная» версия традиционного для Honda 1,5-литрового двигателя — на 150 л.с., а не на 193 л.с. Цена начинается от 1,4–1,5 млн руб. за поколение 2017–2021 года.

Китайско-европейский Jetta VS7 (совместное детище Volkswagen и FAW) не претендует на высокий класс из-за использования достаточно дешевых материалов и посредственной шумоизоляции. Но есть и ряд преимуществ, главное из которых — цена. За новый автомобиль (2025 года) в самой полной комплектации можно отдать всего 2,2 млн руб.

Toyota Corolla уже упоминалась в обзоре китайского авторынка, однако выбрать хороший вариант с пробегом в КНР сложно, так как их буквально расхватывают сразу при появлении. В Корее такое авто 2021–2022 года с двигателем 1,2 турбо стоит от 1,4 млн руб., а новые гибридные с 1,8 литра можно взять за 2,2 млн. Это один из немногих доступных гибридов с суммарной мощностью бензинового двигателя и электромотора меньше 160 л.с.

Автомобили из Японии

Какие авто «уходят»: Subaru Levorg, Honda CR-V, Volkswagen Golf Alltrack и некоторые другие — перечень «основных» моделей ограничен, так как белая часть рынка меньше всего пострадает от новых ставок утильсбора в РФ.

Фактически ввоз автомобилей из Японии уже давно делится на два сегмента — серый (или «санкционный») и белый. Напомним, что еще в 2022 году Япония решила ввести запрет на экспорт предметов роскоши в Россию — это коснулось и дорогих автомобилей. А в августе 2023-го под японские санкции попали машины с объемом мотора больше 1,9 л, а также гибриды и электрокары (например, популярный Nissan Leaf).

На сегодня импортеры используют обходные пути доставки таких товаров из Японии (через другие государства), однако новый барьер в виде «утиля» вскоре появится уже на российской стороне. В итоге серый сегмент, в который входят, например, Toyota Land Cruiser Prado и Toyota Alphard, потеряет существенную часть «доступных» предложений. При этом участники рынка рассказывают РБК Приморье, что даже оставшихся заказов на авто непосредственно из Японии сейчас стало значительно меньше — например, сегмент очень популярных в прошлом кроссоверов почти полностью ушел в КНР.

Какие авто «остаются»: Toyota Raize, Toyota Corolla, Honda Freed, Honda Step Wagon, Volkswagen Golf и т.д.

Напомним, ранее директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков рассказывал РБК Приморье, что за 8 месяцев 2025 года на автомобили свыше 160 л.с. пришлось чуть больше 10% всего автоимпорта на Дальний Восток из Японии. То есть 90% доставляемых транспортных средств оказались ниже этого порога – в эту статистику входит практически весь белый сектор автоторговли с соседним государством. Некоторые из этих машин были описаны выше, так как производятся и в других странах, более доступных для российского покупателя.

Что с утилем?

Утилизационный сбор – это единоразовый платеж, который должны вносить импортеры и производители автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. На сегодня физические лица, ввозящие авто с объемом двигателя до 3,0 л для личного пользования, уплачивают утильсбор по льготной ставке: 3,4 тыс. руб. за новые машины и 5,2 тыс. руб. за автомобили с пробегом (больше трех лет).

Однако Минпромторг предложил с 1 ноября 2025 года впервые привязать утилизационный сбор к мощности двигателя – льготную ставку для физлиц планируют применять только при ввозе автомобиля мощностью до 160 л.с. После этого «порога» начинают действовать ставки для юридических лиц, которые значительно превосходят льготные. Согласно данным оператора системы электронных паспортов, такие транспортные средства составляют около 88% от общего объема автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет. Эта тенденция, по информации Минпромторга, актуальна и для регионов ДФО, так как более 95% импортированных в 2024 году автомобилей с правым рулем – это модели мощностью до 160 л.с. В случае утверждения предлагаемых изменений, они не отразятся на автолюбителях, которые уже оплатили утильсбор на иномарку по действующим правилам – до вступления в силу новой нормы.

Autonews.ru изучил таблицу коэффициентов от Минпромторга и составил предварительные расчеты стоимости утилизационного сбора в случае введения новых правил расчета – сейчас за все приведенные ниже примеры граждане платят «утиль» в сумме 3,4 тыс. руб., если приобретают машину для личного пользования:

  • Toyota RAV4 (205 л.с.) – утилизационный сбор составит 1,97 млн руб.;
  • BMW X5 (352 л.с.) – 2,36 млн руб.;
  • Geely Monjaro (238 л.с.) – 842 тыс. руб.;
  • Hyundai Palisade (281 л.с.) – 2,18 млн руб.;
  • Volkswagen Tiguan (220 л.с.) – 794 тыс. руб.;
  • Skoda Kodiaq (190 л.с.) – 750 тыс. руб.;
  • Lixiang L7 (449 л.с., гибрид) – 3,04 млн руб.

«На мой взгляд, такие изменения наиболее серьезно затронут средний сегмент – под ним я подразумеваю европейские автомобили с пробегом. Это BMW, Audi, Mercedes и Volkswagen. Данный сегмент – это про средний класс, про людей с деньгами. <...> Касаемо граждан нашей страны, которые приобретают более дешевые Toyota, Honda, базовые модели BMW и Volkswagen (а BMW X-1 – это недорогая машина), то по ним тоже это бьет достаточно сильно. Например, человек, который мог себе позволить ездить на Toyota RAV4, сейчас будет выбирать из менее мощных автомобилей из Китая или из праворульных досанкционных автомобилей. Навряд ли тот, кто ездил на RAV4, считает классной машиной Volkswagen Tharu – маленькое авто с двигателем на 1,5 л. В целом здесь все очень относительно: где-то мы останемся при своем, ничего не подорожает, а где-то мы переплатим настолько, что придется просто отказываться от этих моделей», – комментирует генеральный директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский.

Отметим, что еще окончательно не утверждены сроки введения нового механизма расчета утилизационного сбора. В текущей редакции инициативы Минпромторга все еще указана изначальная дата – 1 ноября 2025 года, – но документ сейчас проходит оценку регулирующего воздействия и пока не был рассмотрен в правительстве РФ. Как писал РБК Приморье, по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова Минпромторг должен рассмотреть возможность переноса даты вступления в силу новых правил – на 1 декабря 2025 года. Мантуров обратился в ведомство, изучив обращение общественной организации «Деловая Россия», которая предложила предоставить дополнительное время для завершения оформления таможенных процедур по ранее заключенным сделкам. Тем не менее опрошенные редакцией эксперты уверены, что новые ставки «утиля» будут утверждены рано или поздно – это лишь вопрос оставшегося у рынка времени.

Должник умер: как взыскать деньги и имущество с его наследников
ИИ-стартап Anthropic собрался на IPO. Почему это может быть плохой идеей
В мире — «великая передача богатства». Кто от нее выиграет
Как убедить клиента купить IT-решение — 6 приемов и готовые фразы
✍🏻 «Диктатор» или «либерал». Пройдите тест и узнайте, какой вы лидер
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНС
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Выгорание как стратегический риск: инструкция для CEO